После въезда в Сирию сразу же испытываешь короткий культурный шок: латинского алфавита и след простыл — кругом ничего непонятно, невооружённым взглядом видно, что Сирия гораздо более бедная страна, чем соседняя Турция, откуда я прибыл. Сотовые операторы Сирии никак не отреагировали на моё появление, такой ожидаемой смски «Welcome to Syria» я так и не получил… На обгоняемой шестёрке гордо красовалась надпись «5 speed»…

Было около 6–7 вечера, когда таксист высадил меня в центре Алеппо. Я походил немного по кварталу, где сосредоточено большинство гостиниц, снял местной валюты в банкомате и на чём-то всё-таки остановил свой выбор. Увидев русский паспорт, работник отеля обрадовался, что смог высказать свои скромные познания в виде фразы «Добро пожаловать», а также «Boris… Boris Yeltsin?» (далее небольшой смех). Забегая вперёд, скажу, что русский в Сирии знает некоторое количество людей, причём на несколько ином уровне, чем «Куртка? Дублёнка? Очень дёшево!». В гостинице порадовала система смыва в туалаете: надо было дёргать за самое настоящее кольцо, свисающее на цепочке из потолка.

На следующий день у меня была большая программа. Вечером я построил грандиозные планы насчёт того, где я хочу побывать, поэтому нельзя было терять ни минуты.

Осмотр Алеппо я начал с христианского квартала, где я посетил несколько едва открывшихся церквей, в одной даже попал на службу и, вроде бы, причастился (заодно отведал лаваша в белом вине). На улицах пахло воском… Далее я отправился через парк на почту, где отправил пару открыток в Россию (мне доставляет безумное удовольствие отправлять письма на Родину из любых далёких мест, где я оказываюсь). От почты я пошёл в Старый город, где побродил по узким крытым улочкам, отобедал в очень неплохом ресторане, попытался отыскать immigration office (я всё-таки нашёл его позже на другом конце города, но, как выяснилось, ничего полезного для себя я там сделать не мог, правила давно поменялись). В торговых рядах Старого города я купил некоторое количество подарков (как я ни торговался, цена всё равно получилась не самой дешёвой, но опыт я получил). Перед отъездом из Алеппо около часу-двух дня, я немного прогулялся по местному университету, ничего особенного; табличку на здании российского консульства фотографировать даже не пытался (в последний раз я хотел это сделать в Монголии, тогда ничего не вышло).

От университета в Алеппо я поймал такси (а их там несметное количество) и попросил меня отвезти на автовокзал, чтобы я смог уехать в направлении г. Хомс. Таксист меня более-менее понял (после звонков кому-то по телефону и консультаций) и отвёз в нужное место, хотя я просил отвезти меня в совершенно другое (доверять путеводителю 2002 года выпуска не самая лучшая затея, но всё равно огромное спасибо путеводителям от Lonely Planet). На автовокзале мне моментально впарили билет на автобус (для покупки билета на автобус в Сирии, кстати, нужен паспорт), и через минут 20 я уже ехал в г. Хаму.

Автобусы в Сирии ничем не уступают в сервисе автобусам в Турции, зато они дешевле раза в полтора-два. В Сирии, собственно, всё дешёво. Мне повезло купить билет на соседнее место с очень приятным сирийским мальчиком Рафи, который ехал из Алеппо домой в Хомс из гостей от своей тётки. Мальчик оказался христианином, студентом, изучает литературу. Он был очень интересным собеседником, и все следующие полтора часа поездки мы проболтали обо всём на свете (от политики до учёбы и футбола), а напоследок обменялись телефонами, и я пообещал ему позвонить, когда приеду в Хомс. А это я планировал сделать этим же вечером сразу же после часовой прогулки по Хаме.

Одного часа погулять по Хаме оказалось и впрямь достаточно: нории (см. фото) — единственная стоящая достопримечательность города.

К вечеру я добрался до Хомса и сразу же позвонил Рафи, чтобы он меня встретил, так как карты города у меня не было, куда идти и что делать вечером в довольно крупном арабском городе я понятия не имел. 15 минут ожидания, и Рафи приезжает на такси меня встречать на станцию и предлагает ночевать у него дома, а не в гостинице. Дескать, папа, брат, а также мама и сестра из Америки единогласно решили, что надо принимать дорогого гостя из России у себя дома. Что ж, Рафи завоевал моё доверие, и я согласился.

Приём мне был оказан и впрямь на уровне: ужин, прогулка по христианским кварталам Хомса, кальян и кофе в Blue Stone — самом известном кафе города (по крайней мере христианской его части, а она, как мне показалось, немаленькая), чистая домашняя одежда и кровать, а в дополнение ко всему доступ в интернет. О эти давно забытые звуки модема при соединении! Также хочу отметить очередной культурный шок от использования арабской локализации ОС Windows (всё справа налево) и наличия антивируса Касперского на ноутбуке отца семейства.

Вечер также сопровождался просмотром инаугурации (надеюсь, правильно написал это слово)  Барака Обамы по телевизору.

На следующий день я намеревался посетить Пальмиру. В этом мне после завтрака (ничего особенного, как и за ужином, не было, зато всё естся исключительно руками, даже омлет) тоже была оказана посильная помощь, так как в Хомсе я не ориентировался сам ну никак. Заодно была организована краткая экскурсия по христианским достопримечательностям района.

До Пальмиры от Хомса ехать пару часов, некоторое время можно было наслаждаться табличками вида «Багдад — прямо n километров». По дороге я попытался использовать по назначению книгу В. И. Богачёва «Теория меры», которую я взял с собой. Получилось плохо  (про использование не по назначению — в другой раз). Может быть из-за того, что по телевизору в автобусе показывали арабскую дискотеку, а это, я вам скажу, зрелище не для слабонервных. Во время этой поездки в моём телефоне появилось наблюдение, что чем поезд лучше автобуса это тем, что можно спать, прислонившись головой к стеклу, — не трясёт.

Центр Сирии — та же Монголия, только зелени нет. А может летом она и есть, не знаю. Около часу дня, может даже чуть позже, я приехал в Пальмиру. Да, времени на осмотр не так много. Отбиваясь (сравнительно легко) от назойливых «помошников» и продавцов разной требухи (нет, ну как не понятно, что сложно ожидать от небритого неделю человека с рюкзаком того, что он купит ну ни зачем ему не нужные бусы; что я, туземец что ли? надо было сигареты ближе держать, чтобы дать им пачку, и пусть отвяжутся), я осмотрел руины некогда величественного города (как это ни печально осознавать, но труд тысяч людей по большей части валяется в виде обломков), пожалел, что нету времени забраться на гору к крепости, пообедал (заодно понаблюдал, как местные играют в нарды; правила были мне несколько непонятны) и через некоторое время выехал обратно в Хомс. Есть кстати следующий парадокс: добраться куда-то обычно дешевле, чем обратно. В данном случае разница была в 2 раза: 100 сирийских фунтов туда против 200 обратно. Незадолго до отъезда я в подпольном магазине купил пива, чтобы было не так скучно ехать в маршрутке (выпил, естественно, на улице вдали от посторонних глаз, чтобы не шокировать местных); и тут стоит заметить одно фундаментальное различие между арабской и европейской культурой: пиво, значит, пить нельзя никак и нигде, как и прочий алкоголь, но курить в заполненной маршрутке, стряхивая пепел на пол можно! Чему-то всё-таки Аллах их не научил… Какой-то араб уснул у меня на плече…

Добравшись до Хомса, я показал таксисту написанный Рафи адрес, и через 15 минут я вновь был встречен как желанный гость. Ещё одна экскурсия по городу, на этот раз чуть более обширная, скромный ужин, дегустация местного мороженого…

На следующее утро на автовокзале (в Хомсе,  кстати, их 2)  я попрощался с Рафи, огромное ему спасибо за помощь, и поехал в Hosn Castle, оно же замок Крак де Шевалье. Замок был описан в путеводителе как «probably, the best crusader`s castle in the world». Это был первый замок крестносцев на моём пути, но посетив ещё 2 в Иордании и увидев парочку в Ливане, я согласился с этим мнением, замок и впрямь оказался потрясающим. В маршрутке до замка оказалось ещё 2 корейца, которые путешествовали почти по обратному моему маршруту: из Каира в Стамбул (в Израиль им, понятное дело, было не с руки, а в Ливан они не захотели).

Во время прогулки по замку, мой слух что-то насторожило. «Жека, ты где?» — доносилось откуда-то сверху. Группа русских туристов пила водку с чёрным хлебом и колбасой на поляне в центре замка… Честно говоря, я не хотел с ними знакомиться, но так уж вышло… Во время общения я осознал, насколько я привык уже общаться и думать по-английски, русский вспоминался с некоторым трудом. А группа меж тем оказалась с русских кораблей сопровождения к другим нашим кораблям, военным, на тот момент стоявших на рейде в Тартусе.

Помимо «Адмирала Кузнецова» в походе в Атлантику и Средиземноморье принимали участие большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», судно обеспечения «Сергей Осипов» и спасательный буксир «Николай Чикер».

http://lenta.ru/news/2009/02/27/admiral/

Разве русские могут не налить?.. Короче говоря, слегка перекусив, я на их автобусе выехал в Тартус. Меня долго расспрашивали, как же я тут оказался, угостили ещё бутербродами с Родины, компотом; в шутку предложили попылить с ними домой. Хочу отметить, что как сказано в новости выше,

Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Кузнецов» прибыл в Североморск, сообщает 27 февраля РИА Новости.

Центр Тартуса лишён каких либо достопримечательностей, что либо значимое находится на отдалении километров 5 от центра, поэтому я ограничился тем, что посидел на камнях у моря, потрогал воду, погрелся на солнце. Со мной заговорил ещё один сирийский студент, и с ним мы мило пообщались минут 20 (я в очередной раз отметил, что в Сирии очень любят русских и мистера Путина в особенности; да и за что ж нас не любить, списание достаточно крупного долга в обмен на строительство военной базы очень на руку сирийской экономике; но президента Ассада они любят всё равно больше и поголовно, прямо культ личности — редко где можно не увидеть его портрета или портрета его отца, тоже, между прочим, в прошлом президента), после чего каждый пошёл своей дорогой. Моя дорога была в Триполи (Ливан).