Вт 15 Фев 2011
Об образовании путешественников
Posted by Boris under История, Литература, Мысли вслух, Путешествия
No Comments
В продолжение темы «зачем люди путешествуют?» немаловажным вопросом является «как люди путешествуют?»
Уже несколько лет назад Семён Павлюк в своём обзоре по путеводителям написал следующее:
«Как-то мне показывали фотографии одного товарища, что месяц путешествовал автостопом по Западной Европе. Денег у него почти не было, поэтому он ночевал в палатке за городской чертой, а днем быстренько проходил город насквозь, фотографируя интересные места. Рассматривая его итальянские фотографии, я обратил внимание, что в Венеции у него нет снимков с площади Сан-Марко, а в Милане — нет Миланского собора. Оказалось, что, гуляя по городу, он на эти места так и не вышел. Про их существование заранее он не знал, а путеводителя, который мог бы дать культурный ликбез, под рукой не было.»
Нет, речь сейчас пойдёт не совсем о путеводителях, их тему Семён уже достаточно хорошо раскрыл. Я хочу написать немного о другом. Когда я в первый раз прочитал этот абзац, я удивился несмышлённости описываемого товарища (если таковой реально существует). Я тогда очень мало задумывался над проблемой глубины той информации, что получаю о посещённой стране, но мне сложно было представить, чтобы я допустил подобный промах. Однако вспомнил за собой косяк: находясь в Иерусалиме, я так и не дошёл до храма Гроба Господня. Я, безусловно, знал о его существовании, но в какой-то момент запутался в улочках Старого Города недалеко от него, потом «на минуту» отвлёкся, а в итоге и вообще забыл, что хотел найти.
Путеводители, безусловно, нужны путешественнику, пришли мы к выводу на втором «семинаре на Дебаркадере», в котором я принимал участие по приглашению Семёна, а проходил он в замечательном книжном магазине «Гумбольдт & Гумбольдт» (также можно подписаться на его новости в сообществе dva_humboldta). Я сам очень часто пользуюсь путеводителями Lonely Planet, и они служат мне отправной точкой в планировании многих маршрутов, подключается и интернет с его справочной информацией, отзывами реальных людей; безусловно, важна и импровизация на месте, чтобы неожиданно получить то, что не описано ни в одном путеводителе. Тогда ты будешь чуть ли не единственным свидетелем уникального действа.
Так, например, в 2009-м году во время первой своей поездки в Тибет мы попали в монастырь Цурфу. Этот монастырь находится на удалении от основных туристических маршрутов, почти не посещается европейскими туристами, а китайскими и подавно. Здесь мы стали свидетелями какого-то местного праздника с костюмированным представлением. Что же я написал в блоге после всего этого? Два абзаца текста и поместил одну фотографию. Ещё через год создал на tourbina.ru один фотоальбом, посвящённый посещению этого монастыря, но лишённый почти всяческих подписей. После прочтения этих записей и просмотра этих фотографий у читателя не прибавится ни грамма информации об этом монастыре, упоминания о котором заканчиваются на второй странице русскоязычного поиска Google, из которых половина — ссылки на мои материалы. Хотя это очень значимый монастырь в тибетской иерархии монастырей, достойный того, чтобы немного поднапрячься и собрать воедино материалы о нём. Но я этого не сделал.
Я никогда не читал главу «History» ни в одном LP, которым пользовался. Впрочем, как и много других глав. Странно, я раньше интересовался историей: дедушка закончил закончил истфак МГУ, дома было много книг по истории, в 8-9 классе у меня прекрасно преподавала историю в школе Татьяна Николаевна; я достаточно серьёзно увлекался нумизматикой (пожалуй, об этом стоит написать отдельную запись; в последние годы своего ей увлечения я отнюдь не коллекционировал всё подряд и не впадал в дикий восторг от монеток из какой-нибудь Гамбии), и из специальной литературы узнавал очень много об истории интересовавших меня стран (их было немного, поэтому распыляться не приходилось, и я мог глубоко «въезжать» в тему). Впрочем, несмотря на то, что я буду писать дальше, я считаю, что читать историческую справку в том виде, какая она есть в путеводителях, — всё равно пустая трата времени. Разве что этот краткий обзор читать ещё и по диагонали.
Много позже я задумался о том, что же мне всё-таки нового удаётся узнать из моих поездок. Увидеть что-то своими глазами ещё не означает узнать это место (хотя, это уже большой плюс по сравнению с тем, если совсем не увидеть, как это описано в начальной цитате). Я ностальгировал по поездке по Ближнему Востоку в начале 2009-го года, старался вспоминать какие-то детали из той поездки, чтобы увековечить их на сайте tourbina.ru (по мотивам всей поездки я создал дневник «Ближний Восток — 2009») и пришёл для себя к неутешительному выводу: из многих мест, о которых я помню, у меня нет фотографий, тогда я просто не счёл нужным это фотографировать, а сейчас понимаю, что это место было бы любопытно вновь рассмотреть хотя бы на фотографии, написать о нём подробнее, хотя бы спустя два года. Ведь тогда я плохо записывал в блоге о том, что удалось увидеть, узнать и почувствовать, на несколько дней путешествия у меня приходилась одна запись с десятком фотографий! Опыта было мало, ничего не поделаешь, на чём-то всегда приходится учиться…
Наверное, многие, смотрели фильм «7 лет в Тибете» с Бредом Питтом. Фильм, безусловно, интересный и достойный для просмотра, но, разумеется, одноимённая книга, написанная самим Харрером, в разы интересней. Просто никакой фильм не в состоянии передать его описаний. Именно во время её прочтения у меня родилась идея этой записи (а по итогам её предварительного обсуждения — ещё и интересный проект). Хочу сказать, что после прочтения этой книги, я провёл для себя много интересных параллелей между Тибетом, в котором был Харрер, и в котором был я. Наблюдения, сделанные мной, я обязательно изложу отдельно и жалко, что я не мог их провести раньше.
Но суть в том, что я понял, что все приключения Харрера не состоялись, если бы не огромный багаж знаний, которыми он обладал, изучая те книги по Тибету, имевшиеся у него в наличии. Я понял, что без изучения доступной литературы, невозможно ехать в другую страну со сколь либо серьёзными намерениями. Книги об истории региона, истории реальных путешественников дают огромную пищу для размышлений, собственного анализа и поиска информации на местности. Прочтение чего-то большего чем скупые факты и исторической справки позволяет взглянуть на регион пребывания в разы шире и рассказать о нём в разы интересней! Все мы стоим на плечах гигантов.
Я хочу порекомендовать вашему вниманию тех людей, чьи тексты о путешествиях мне особенно приятно читать из-за того, что подаваемую информацию они тщательно прорабатывают. Это Сергей Бойко (se_boy) с его прекрасными записями про Пакистан и Непал и Александр Лапшин (puerrtto, в представлении не нуждается) . Их подход к описанию посещённых мест, мне очень нравится: есть и история, и личные эмоции, и скупые факты, и неплохие фотографии. В наш век, когда чтению книг уделяется всё меньше времени, труд таких людей, освещающих тему с абсолютно разных сторон, стоит ценить. Именно после прочтения их записей, я постепенно осознал значимость исторической информации в лучшем понимании атмосферы того места, где сейчас находишься.
Я долго искал, в каком же формате мне интересней всего вести ту часть дневника, что касается моих поездок. Несмотря на то, что на мои снимки не противно смотреть, я не известный фотограф и вряд ли стану им; я никогда не напишу о том, бельё в первоклассном отеле должно быть такое, что для полного удовольствия надо спать только голым (я не поддерживаю автора текста в том, что стоит об этом писать в ЖЖ, но он действительно чертовски прав!) и прочие бессмысленные подробности; мне надоело, что мои отчёты о путешествиях состоят из фотографий и скудных подписей в 2-3 строчки, это скучно и таких много, ещё больше откровенно бестолковых. Хочу пропагандировать придуманный мной сейчас термин «интеллектуальный туризм». Расшифрую, что я вкладываю в это понятие.
Во-первых, изучение расширенной исторической справки, постараться насколько возможно вникнуть в происходившие в разные времена исторические процессы. Во-вторых, изучение реальных отчётов известных путешественников, посещавших эти места в различные исторические эпохи, их впечатлений. В-третьих, собственный сравнительный анализ, обращение внимание на то, что же изменилось, насколько собственные впечатления совпадают с описанными ранее. Мне стало интересно не только какие достопримечательности находятся в том или ином месте, но и почему они там находятся, каковы причины их возникновения. Мне стало интересно видеть историю в лицах в тех местах, в которых я оказываюсь, ведь за всем так или иначе стоят реальные люди с их судьбами.
Разумеется, я сам не собираюсь следовать этим придуманных мною рекомендациям всегда. Я прекрасно понимаю, что если я еду куда-либо, заранее настроив себя на отдых и необременённое интеллектуальной деятельностью существование, я, скорее всего, не буду читать много ни до поездки, ни после. Я посмотрю основные достопримечательности, немного сымпровизирую на месте, попью вечерком пива и буду доволен новым впечатлениям. Но если своей целью ставить именно посильное исследование культуры другой страны, другого народа, то чтение дополнительной литературы как до, так и после поездки более чем желательно.
Надеюсь, мне получится совершенствоваться в более осмысленном подходе к описанию своих поездок по миру. В записях о своих последних поездках я стараюсь это делать. Хочется верить, что мои читатели это замечают, и им интересно. Не всё, что хотел, удалось написать в этой записи, так как итак текст очень длинный получился.
No Responses to “ Об образовании путешественников ”