Итак, продолжу. Около 11 утра мы начали спуск от Эвереста обратно в Шигадзе. Дорогу мы уже знали, погода была не такая хорошая, как на пути туда, поэтому в пути мы в основном дремали. Нами была запланирована только две коротких остановки — около монастыря Rongbuk и неких развалин XIII века. Не доезжая до одного из перевалов, наш водитель взял на буксировку другой микроавтобус, а часть китайских туристов из него мы посадили к нам, благо места было достаточно. Этими туристами оказались программист и две студентки, все из Шеньженя. Солидный остаток пути был скоротан за обменом впечатлениями и прочими разговорами. К позднему вечеру мы вернулись в Шигадзе.

Утром следующего дня мы выехали из Шигадзе в Лхасу, но не той живописной дорогой, которой добирались до сюда, а по Friendship`s Hwy — довольно унылому шоссе, контролируемому китайскими властями таким образом, что отрезок между Шигадзе и Лхасой поделен на несколько участков, каждый из которых водитель должен проехать за определённое время, не быстрее и не медленнее (допустимо отклонение минут в 10, до конца в этой системе мы так и не разобрались). Единственными интересными событиями по дороге стали скачки в честь одного из тибетских праздников и бросание камней в реку Брахмапутру.

Прежде чем вернуться в Лхасу, мы попросили нашего гида показать нам ещё один монастырь — Цурфу. Точнее не мы, а Саня, так как в делах буддизма из нас ведал только он. Цурфу действительно не является местом, где появляются туристы. Быть может, мы там были вообще единственные туристы за месяц, лето, год. Он находится в часе-полутора езды от Лхасы на север; большая часть пути проходит по просёлочной дороге. По дороге мы подобрали в наш микроавтобус двух местных девочек, возвращавшихся из школы, которые и показывали нам дорогу, потому что ни гид, ни водитель её не знали (воистину нетуристическое место) и двух пилигримов, следовавших в этот монастырь. Где-то по пути ненадолго остановились у святого источника, а от него до монастыря уже было совсем близко.

Монастырь Цурфу встретил нас полным отсутствием людей.  Здесь тоже знали о неком тибетском празднике, поэтому неподалёку было устроено некое театрализованное представление, на которое пришли посмотреть все монахи и жители окрестных селений. Представление было, очевидно, юмористическим, но мы, разумеется, ничего не поняли. Во всём монастыре же остался только один старый монах, который по словам Сани и Сонама был очень сильным и мог вызывать дождь. Что ж, дождь в этот день действительно шёл часто, но дело ли это рук того монаха мы никак проверить не можем.

Спустя пару часов мы вселились ещё на одну ночь в Lhasa Youth Intl Hostel, вечером сходили ещё раз в Dunya Restaurant ради прощальной порции yak momo (тибетских мантов с мясом яка), замечательного свежего апельсинового сока и ещё чего-то в приятной атмосфере.

Утром мы улетали из Лхасы. Программа по поверхностному погружению в тибетскую культуру была выполнена сполна. Сонам пришёл выбритый, трезвый и в белой рубашке. Кажется, он всё-таки пожалел, что 4 дня из 7 он приходил с утра с похмелья. Нам его тоже стало немного жалко. Самолёт Sichuan Airlines устремился обратно в Чэнду.