Ещё во время подготовки к путешествию, у нас с Сашей была безумная мысль съездить на денёк в Нахичевань. Чисто теоретически, находясь в Ыгдыре это сделать можно легко: найти маршрутку, автобус, попутку и в путь. Другой вопрос, что на посещение Нахичевани надо было потратить весь день, которого у нас как раз и не было. Поэтому мы решили…

А решили мы посмотреть на Арарат с востока на рассвете и, чем чёрт не шутит, выехать на арендованной машине в Азербайджан и в тот же день вернуться обратно. Так, по-крайней мере, у нас могло уйти меньше времени, чем ездить на такси и/или маршрутках. Из Ыгдыра мы рано утром поехали на юго-восток. Арарат был справа, но весь скрывался в утреннем тумане.  И чем выше всходило солнце, тем лучше его было видно. Есть разные мнения на счёт того, в какое время суток Арарат видно лучше всего, но на мой взгляд, это около 9-10 утра. Утренняя дымка уже рассеялась, а новые облака ещё не сформировались.

Турки построили к границе хорошую дорогу. Азербайджанцам в Нахичевани больше неоткуда везти товары (вряд ли поток из Ирана такой же большой, как из Турции, см. заглавное фото из грузовиков около границы). Более того, турки выкупили у Ирана эту узкую полоску суши, чтобы иметь сухопутную границу со своими братьями. Вдоль всей дороги на этом участке стоят пограничные вышки, за несколько десятков километров до границы находится первый КПП.

Да и сам Арарат — турецкая военная база, стратегическая высота. В хорошую погоду видимость с него составляет больше 300 км: видно всё вокруг. Линии электропередач с двух сторон здесь обнесены забором с колючей проволокой.

Мы проехали первый КПП и направились к границе, гадая, что же нам скажут. На самой границе мы подъехали к будке, припарковали машину и протянули в окошко паспорта и свидетельство регистрации на авто, повергнув в замешательство пограничника. Спустя минуты 2 нас пригласили внутрь. Наши документы перекочевали к кому-то более старшему по должности или званию. Мы присели на диван, а он изредка на них поглядывал. Мы не знали турецкого, а он — английского. Языковой барьер решали с помощью translate.google.com, который весьма посредственно переводит с турецкого на русский и с английского обратно, понять друг друга мы всё равно не могли. Но нам, разумеется, было очевидно, что каких-то документов у нас не хватает. Наконец, из ниоткуда пришёл русскоговорящий азербайджанец, который произнёс слово «доверенность». Доверенности у нас не было. Прямо на границе мы развернулись и уехали в обратном направлении. Так закончилась дурацкая по своей сути попытка выехать в Азербайджан. На дороге туда и обратно много машин с азербайджанскими номерами, большинство из которых — чёрные Волги. Водят они ещё хуже, чем турки.

Мы направились в Ани, а по пути решили посетить несколько армянских церквей. Про Ани я уже писал, а про армянские церкви в окрестностях Ани, пожалуй, напишу в отдельной записи. В этот день, спустя 6 дней изумительной погоды, небо затянуло тучами.

На всё это у нас ушло прилично времени, и в Карс мы наконец приехали опять затемно. Делать нечего: ужин, прекрасный хамам при гостинице по всем правилам: с банщиком, который отмыл с нас накопившуюся грязь и сделал массаж. Ещё я познакомился с какими-то местными ребятами, которые угостили меня в сауне лимоном и шипучкой. Остыв на большом диване, мы вернулись в свой номер.