Пт 8 Июл 2011
Чему учат на мехмате, часть 3 и последняя
Posted by Boris under Учёба
No Comments
В конце второго курса на мехмате происходит распределение по кафедрам. Большинство впервые задумывается о том, куда пойти. Конечно, сложно выбрать область своих научных интересов, до конца ещё не пройдя базовый курс математики. Студенты выбирают главным образом, руководствуясь тем где учиться проще или наоборот, престижней. Например, считается, что кафедра теории вероятностей является престижной и туда якобы даже не всех берут, а кафедра ОПУ (общих проблем управления) в народе расшифровывается как «Очень Просто Учиться». Как вы помните, это я рассказываю про отделение математики, но на отделении механики та же картина.
Мой выбор между кафедрами состоялся так. Выписался список из всех кафедр и по очереди я начал из него вычеркивать явно неподходящие кафедры: разные там ОПУ, ОТГ (общей топологии и геометрии), явно неподходящие мне по моим представления о науке ВГТ (= высшей геометрии и топологии) и дифференциальной геометрии, и так далее. По каким-то другим причинам, в том числе личным, отбросились кафедры каких-то там динамических систем, математической статистики, теории чисел… Особой любви к дискретной математике, матану я тоже не питал. В общем, отбросив каким-то образом все остальные варианты, я оставил ТФФА (теории функций и функционального анализа) и только ТФФА.
А теперь нужно было заняться тем, чем я советую сейчас заняться с самого начала: выбором научного руководителя. Тут я сделал ещё одну глупость: выбирать научного руководителя по области его научных интересов исходя из своих представлений о них. Мне показалось, что стохастика это невесть как круто, и я хочу заниматься ей. Сходил на встречу с кафедрой, которые проводятся на мехмате каждый год, чтобы помочь второкурсникам определиться с выбором, послушал… На ТФФА стохастикой занимались двое: Смолянов и Богачёв, но научного руководителя в преклонном возрасте (Смолянов) мне выбирать совсем не хотелось. И выбор был сделан.
В общем, венцом всех моих глупостей стало то, что моим научным руководителем стал Владимир Игоревич, и лучшего научного руководителя я не знаю: он получал для нас гранты, подавал документы на именные стипендии, продвигал в печать статьи в приличные журналы, созданные по мотивам курсовых работ, где я был соавтором (а фамилия на букву «А» автоматически делала меня ещё и первым автором). Легко сдавались спецкурсы и спецсеминары, В.И. сильно помогал с написанием курсовых и дипломной работ. А этим летом так вообще организовал приглашение меня в Германию от университета в Билефельде. Вместе с В.И. тоже работают интересные люди, Стас вот записал меня в соисполнители для президентского гранта, который он получил совсем недавно: тема моей дипломной работы перекликается с темой его настоящих исследований.
На спецсеминарах мы раз в полгода устраивали показ фотографий из серии «кто где был», где, разумеется, мои поездки были в центре внимания, хотя и многие остальные не отстают. А ещё на семинарах у В.И. я познакомился с Машей, но это уже законченная история…
Мне с моим выбором очень повезло.
А всем настоящим и будущим студентам я рекомендую выбирать так: выбирается научный руководитель, а не кафедра. Ведь вам с ним предстоит общаться ещё минимум 3 года будучи студентом, а глядишь потом ещё 3 будучи аспирантом. А кафедра и область научных интересов здесь уже отходят на второй план: ну не верю я, что оставшиеся после ботанов 95% людей на мехмате, кто всерьёз не думает о науке, не без разницы, какой областью математики они хотят занять себя на ближайшее время, а уж какие представления об этой науке могут быть после 2 курсов обучения я так и вообще молчу. Не стоит питать иллюзий, что будете заниматься чем-то прикладным и полезным здесь и сейчас. Такими вещами придётся заниматься самому и на работе, но очень вряд ли в Университете. Узнайте у студентов старших курсов: какие у них впечатления от своего научного руководителя.
Так, например, собиравшись заниматься стохастикой, за эти 3 года я ей так и не занялся, и ничуть не жалею. Я выкладывал свои курсовые и дипломную работу в этот журнал, чем я заниимался каждый может оценить самостоятельно. Зато, как я описал выше, получил достаточно бонусов, за что безмерно благодарен.
Как мораль: помните, что общаться вам в этой жизни не с формулами, а с людьми.
No Responses to “ Чему учат на мехмате, часть 3 и последняя ”