Прямые рейсы в Танзанию имеют 6 европейских авиакомпаний, среди которых KLM, British airways, Swiss. (Ещё 3 компании я не знаю, посему доверять им перевозку себя любимого не стал бы, ну и упоминать о них не хочу.) За поездку я по 2 раза побывал в аэропортах Килиманджаро (JRO), Занзибара (ZNZ) и Дар-эс-Салаама (DAR).

Знакомство с Африкой начиналось с аэропорта JRO. Как я уже писал, рейс KL 0569 прибывает между 9 и 10 вечера. Самолёт подъезжает почти к самому зданию аэропорта (гораздо ближе, чем, например, в Барнауле), подаётся трап, пассажиры идут на паспортный контроль… Но прилёт не так интересен, как вылет потому, что после прилёта стараешься только как можно быстрей уехать.

Другое дело вылет. В цивилизованных странах, например, перед вылетом можно сходить покушать, выпить, купить чего-нибудь. В Танзании, как это не удивительно, это всё тоже есть. Летают самолётами ведь преимущественно путешествующие европейцы. Но местоположение и общий уровень жизни накладывают свой отпечаток.

Наш рейс JRO—ZNZ по расписанию должен был вылететь в 10:50. За день до вылета стало известно, что он перенесён на 11:40. Нас всё равно привезли в аэропорт почти за 2 часа до первоначального времени вылета. На входе в двухэтажное здание аэропорта сотрудники имитировали досмотр багажа: мой большой рюкзак, набитый до самого верха, попросили открыть, посмотрели содержимое верхнего пакета, разрешили закрывать. В маленьком рюкзаке бдительный негр нашёл спички и с гордостью их изъял с фразой «not allowed».

Регистрация на рейс ещё не была открыта. Через некоторое время она вяло началась; сумки взвешивали и складывали неподалёку. После регистрации для развлечения предлагалось: полтора магазина сувениров, полтора магазина, где можно купить воды или шоколадку, абсолютно неинформативное табло вылетов, телевизор с новостями от Аль-Джазиры. В день нашего отлёта на Занзибар случилось землетрясение в Чили, но новостей оттуда было мало, поэтому эфир разбавляли другие новости. (Зато на следующие 2 дня на CNN про Чили рассказывали подряд без перерыва на что-либо ещё.) Международных вылетов в ближайшее время не предвиделось (впрочем, как и нашего рейса тоже), поэтому можно было спокойно ходить мимо поста паспортного контроля из зоны для внутренних вылетов в зону для международных и обратно. В зоне для международных вылетов я нашёл два магазина «duty free», и даже дверь с табличкой «Business Lounge». Не уверен, что она открыта в какое-либо время.

Время шло. В какой-то момент пассажирам разрешили пройти последний пункт досмотра и переместиться в другой зал, в котором мы уже и ожидали вылета. В 11:40 самолёт, который должен был нас забрать на Занзибар, только приземлился в JRO. По аэродрому гулял небольшой смерч. Я долго гадал, какой же самолёт прилетит за нами. Это оказался ATR 72. До этого на турбовинтовых самолётах я не летал (исключая два раза на каком-то винтовом Ан, когда прыгал с парашютом). Из ощущений: в воздухе он чуть более неустойчив; крылья непривычно находятся над иллюминаторами, а не под; при посадке тормозит не так быстро, как реактивные самолёты. А в остальном обычный самолёт: те же кресла, стюардессы разносят тот же сок.

Исходя из текущей ситуации, у меня сложилось впечатление, что для внутренних рейсов местных авиакомпаний в Африке есть два времени вылета: «с утра до обеда» и «днём после обеда». Все остальные цифры не важны. Из нашего самолёта выходили пассажиры, выгружался их багаж, самолёт убирали, заправляли топливом, загружали наш багаж, потом и нам разрешили в него сесть. Всё это время наш пилот стоял недалеко и лениво наблюдал за происходящим.

В 12:15 мы взлетели.

Ещё через час мы прилетели на Занзибар. Всё то же самое: двухэтажный аэропорт, самолёт подкатывается к зданию, мы выходим, идём в зал прилёта, получаем багаж. Да, выдача багажа здесь самое интересное действо. Боюсь представить, что здесь происходит, когда прилетает полностью забитый чартер с итальянскими туристами, у каждого из которых по два чемодана шматья.

Такой же хаос творится и на вылете. За один доллар после регистрации на рейс нас провели везде без очереди. А в очереди пришлось бы стоять долго: одновременно с нами вылетало два больших самолёта с пресловутыми итальянцами. Также на вылете я заметил очень крутую вещь, которую, к сожалению, сфотографировать не успел: табло отлёта в аэропорту Занзибара это офисная доска, разлинованная вручную, на которой расписание рейсов обновляется с помощью обыкновенного маркера. Машина по просветке багажа перед нами сломалась, поэтому после этого пассажиров не досматривали перед посадкой вообще.

Если бы я имел дело с Barclay’s на 2 месяца позже, послал бы им и эту фотографию. (Я не писал об этом в блоге, но было время, что я раскидывал их рекламу по МГУ. Зарплату за эту работу у меня украли с карточки, но об этом я, кажется, тоже не писал.)

От Занзибара до Дар-эс-Салаама лететь ровно 25 минут всё на том же ATR 72. Дар-эс-Салаам как деловой центр Танзании имеет самый благоустроенный аэропорт. Зал прилёта, зона для транзита, стоянка официального такси.

В общем всё как обычно. Даже телетрапы есть. Минус только в том, что меня в Дар-эс-Салааме не пустили в зал ожидания для привилегированных пассажиров, потому что по местным правилам гостей проводить нельзя. Зато в dute free есть что купить, чем я и занялся.

Может, получилось не очень интересно, уж как получилось. В следующий раз про остров Занзибар. Может быть, рассказ придётся разбить на части, не знаю ещё.

P.S. Не могу не добавить, что вчера я очень душевно отметил день рождения.