Продолжим увлекательное повествование о пройденных предметах на мехмате. Сегодня обзор за 3-5 курсы. А последняя сессия, между прочим, чеерез 9 дней начинается… Напоминаю, первая часть обзора была здесь.

Комплексный анализ (в других университетах известный как ТФКП). Семинары у меня вёл уже известный мне и моим читателям Сорокин, поэтому кто читал лекции уже становится совсем неважным. Как и почти всегда с «халявными» преподавателями происходит — сдаётся легко и досрочно, а сухой остаток знаний стремится к нулю. Придётся учить всё заново для ГОСов и поступления в аспирантуру.

Функциональный анализ вёл замечательный преподаватель Куприков. Его занятия запомнились мне такими выражениями как «У меня 3 дочери и все глупые, ни одна на мехмат не поступит», «Сейчас мы докажем это утверждение в две… нет, в одну строчку!» А на экзамене, посмотрев мой билет, он сказал: «У вас красивый почерк, не буду у вас дополнительных вопросов спрашивать».

Случайные процессы. Прекрасный предмет, один из немногих, который мне запомнился с положительной стороны за процесс обучения. Разумеется, в этом заслуга нашего лектора, Шашкина, который понятно и стройно излагал материал и потом его же строго, но адекватно спрашивал. Мои собственные лекции по этому предмету я до сих пор храню (единственные из всех, не считая спецкурсов). Слупы помогли понять лучше и тервер, который преподавался мне из рук вон плохо.

Уравнения с частными производными. Один из самых нелюбимых всеми студентами курсов; нелюбовь к нему воспитана его «родительским» курсом по о.д.у. Опять письменный экзамен и непонятная теория. Зато в ту зимнюю сессию это был мой последний экзамен всего 6 января, и через неделю я укатил на Ближний Восток.

Для зачёта по работе на ЭВМ на этот раз надо было сдать какой-то идиотский зачёт от Кирилла Юрьевича, не помню уже о чём там.

Ещё был зачёт по актуарной математике, но там ничего полезного за весь семестр я так и не узнал. Какие-то базовые знания, которые можно применить лишь на элементарных тестах. Всё, что запомнил, это обозначения типа $\ddot a_{\overline{n}|}$ (привет, LaTeX!), повсеместно используемыми в этой науке ну и дальше в других глупых предметах.

Математическая статистика. Да, я специально пока не написал о своём выборы кафедры, об этом будет отдельная запись. Матстат у меня был особенный, для экономического потока. Почти никто не понимал, что же такое объясняет на своих лекциях Чепурин, чуть лучше дело обстояло с семинарами Чистяковой. Успешнее всего процесс обучения шёл во время написания контрольных работ, которые выдавались на несколько недель и списывались у студентов старших курсов. Повезло со сдачей экзамена в виде такой же письменной контрольной на дом: я нашёл готовые решения, но даже в них разбирался три вечера подряд!

Дискретная математика непонятно зачем была впихнута в программу. Часть мы уже проходили до этого на других курсах, часть проходили потом в будущем. Ну и, разумеется, всё это безобразие вёл Гашков. Тут можно больше ничего не продолжать. Гашков даже не Сорокин.

Алгебраические методы оптимизации в экономике — чуть более полезный курс, на мой взгляд, содержащий некоторое количество фактов той или иной применимости, в первую очередь линейное программирование, о котором почему-то ни в одном курсе до этого не говорилось. Учить много, правда, не надо было, но в принципе можно считать этот курс удачным.

Финансовая математика. Здесь начинается знакомство с самым неприятным преподавателем на мехмате — Жуленёвым. Ни один другой не вызывает у меня столько отрицательных эмоций. И это я, понимаете, прилично выражаюсь. Предмет — редкостная хрень, чтобы сдать которую надо заучивать с точностью до четырёхзначных чисел примеры из книжки. Книжки Жуленёва, разумеется. Тогда, прочитав эту самую книжку 3 раза в метро, я смог сдать его на «4».

Дифференциальная геометрия. Редкостный по своей бесполезности не для узкопрофильных специалистов в этой области предмет. Уж не знаю, какие отделы мозга он призван развивать у студентов, но… Даже та наука, которой занимаюсь лично я в функциональном анализе кажется мне более понятной и прикладной, а у меня между прочим тоже сухая теория. Экзамен сдавал аспиранту, у которого в этот день был день рождения и он не ставил плохих оценок.

Статистический практикум — тоже один из более-менее полезных курсов. То есть учить-то там ничему не учат, но заставляют самостоятельно хоть как-то освоить программу Statistica, которая при анализе данных может быть весьма полезна. Мне по крайней мере видится, что я её как-нибудь ещё буду использовать в будущем по работе. Ну или хотя бы пройденные статистические методы, но в том же Excel’е.

Вариационное счисление и оптимальное управление. Все мы слышали байки про то, как преподаватель спрашивает у студента, какую оценку он хочет и тут же ставит её в зачётку. Так вот, такие реально существуют. Досрочный экзамен был письменный, сдаю работу. Эльфат Михайлович спрашивает, как я думаю, на какую оценку написал. Отвечаю, что скорее всего на «4». Через 3 секунды моя работа летит разорванной в мусорку, а в зачётке появляется «хорошо».

Теория интеллектуальных систем. Звучит пафосно, а по факту… Ну вы понимаете. По содержанию отчасти дублирует курс Гашкова да и вообще повторяет многие истины, известные большинству ещё со школы.

Эконометрика. Что-то связанное с экономикой и статистикой. Чтобы получить «5», надо было научиться решать 5 типовых задач. Вёл какой-то не мехматовский дядька, который даже вёл ещё и у Кати в МФТИ.

Математические модели инвестиций. Та-дам! Жуленёв не прощается с вами на третьем курсе и вновь портит нервы студентам и на четвёртом. Как же он меня бесит, почему я в блоге не ругаюсь матом? Экзамен состоит из того, что каждому по очереди объясняется, что он ничерта не понимает, опровергаются даже правильные ответы и по традиции требуется знание наизусть каких-то четырёхзначных чисел нежели понимание предмета. Как же плохо, что на мехмате есть такие преподаватели. Ведь почти во всех остальных случаях спрашивают больше понимание, нежели знание какого-то набора фактов.

Физико-математические модели современной экономики. Предмет, который мог бы быть полезным в том случае, если бы его преподавали по-другому. Ведь на самом деле такие же задачи, я видел, решают в РЭШ, решает Катя в Барселоне и Билефельде на своей экономической программе. Но разъясню: их там учат их решать и спрашивают с них это, а у нас… как на мехмате, в общем.

Финансово-экономическое управление. Да, представьте себе, что такой курс читает доцент с кафедры дифференциальной геометрии. Там тоже что-то связано с экономикой и статистикой. Зачёт получают все, достаточно списать несколько определений.

Аппарат механики в бла-бла-бла. Интересно, что бы было, если его вёл не наш начальник курса, Антон Николаевич Швец, дотошный до разных мелочей. Например, в ответах нельзя было произность омега, так как правильно — омега, правильно векторы, а не вектора.  В первом семестре было приятно вспомнить как решать школьные задачки по механике, а во втором семестре была какая-то зубодробительная хрень, о которой я так и имею смутное представление и ни одной задачи в жизни не решу.

Многомерный статистический анализ. Так вышло, что лектора я так и не увидел. Даже на экзамене. Зато училось всё нарезанием шпор за одну ночь и ещё день перед этим искались решения на задачи из билетов. Как ни странно, из-за того, что я до этого хорошо выучил слупы, у меня предмет не вызывал никакого отторжения и я даже что-то в нём смыслил и сейчас засмыслю, если повторю.

Выпуклый анализ. Такое продолжение оптимального управления и алгебраических методов …, содержащее в себе линейное программирование и какое-то продолжение теории оптимизации. Запомнился аспиранткой Настей, которая принимала у меня экзамен.

Теория чисел. Ещё один чисто теоретический предмет, но в отличие от дифгема, хотя бы понятный. Ну кроме последней темы. Но это не важно. Сдал ведь и ещё и пересдал потом.

Численные методы. Кому-то не нравится, но я был в восторге и от предмета и от того, как он преподавался. Конечно, Корнев был каждую лекцию и семинар безупречен. Очень редко на мехмате можно встретить молодого преподавателя, который каждый день гладко выбрит, ходит в костюме и галстуке, понятно объясняет и адекватно спрашивает. Ну и мне как-то сама теория пришлась по душе.

Он же у нас вёл практикум на ЭВМ, где надо было применять полученные теоретические знания на компьютерах. Для мехмата применять знания на практике в процессе обучения это что-то немыслимое вообще, и только за это отдельный кусок уважения предмету и преподавателю.

Исследование операций. «Я его слепила из того что было». Очевидно, преподаватель не знает, чем с нами заниматься на паре с таким названием, поэтому каждую семинаролекцию должны были быть доклады, доклады, доклады… На темы, про которые можно хоть вполголоса сказать, что в них исследуются какие-то операции. Зачастую это то, что проходилось и уже не раз в других курсах.

Философия. Экспресс-курс. Никогда не забуду, как я получал этот экзамен. Пятница вечер. Офис. Читаю билеты. Поехали в бар. Пили. Пили. Пили. Ночь. Ставлю будильник на 9:30 утра, экзамен в 10:00. Просыпаюсь. 11:00. Одеваюсь. СМС: «У тебя автомат, почему не идёшь проставить?» Я до сих пор пьян. Шатаясь, вхожу в аудиторию, стараюсь не дышать, протягиваю зачётку. Получаю «отлично». Закрыта на «отлично» первая сессия за 5 лет обучения. А да, и преподаватель у нас был рэпер.

Математические модели демографии. Мне очень интересно, зачем нужен в нашем учебном плане этот предмет. Решали типовые задачи, требующие умения производить элементарные математические действия. Зато преподаватель этого курса пишет фантастические рассказы, которые печатаются в сборниках под названием «Возвращение Ктулху».

Гражданское и страховое право. Как и все подобные предметы: с одной стороны гуманитарные, а с другой любящие точность формулировок и решений, читается по бумажке на первой паре. Конечно, я считаю, что даже базовые знания в этой сфере важны. Даже хожу в этом семестре на пары.

Корпоративные информационные системы. Наверное, самый прикладной из всех курсов и спецкурсов, читаемых на мехмате. Современные профессионалы, конечно, скажут, что всё, что читается на этом курсе уже устарело, никто так уже не разрабатывает ПО и не управляет персоналом и придуманы новые методы, зачем учить эту хрень. Но! Я всё равно считаю этот курс (поток математиков его знает как ЕНС по базам данных) архиполезным и его по-хорошему надо читать курсе на втором в обязательном порядке. Почему я так считаю? Потому, что он многих может спустить с небес на землю, отвлечь от идеи создания заранее провальных стартапов, особенно в области IT и вообще заставить человека планировать свою деятельность в команде или нет, на посту руководителя или нет. В конце концов, любой курс к моменту своей разработки уже устаревает, не на конкретное содержание надо обращать внимание (хотя и важно поддерживать автору курса его актуальность хотя бы для последних 5 лет), а на более глубинную цель. Считаю, что мне стоило доучиться до 5 курса, чтобы его прослушать.

Современные проблемы экономики. Что можно ожидать от преподавателя, который заявляет: «Вообще говоря, я такой человек, что думаю одно, говорю другое, а пишу — третье»? Скоро узнаем… Хорошо, что всего лишь зачёт предстоит сдать.

Микро- и макроэкономика. Феерический бред. Мне даже жаль этого старенького дедушку Воркуева, ведь он наверняка думает, что даёт знания. Как рассказывали некоторые читательницы этого блога, учащиеся со мной на мехмате и в РЭШ, большей ахинеи придумать сложно.

Алгоритмы дискретной оптимизации. Ведёт Гашков. Опять повторение прописных истин про графы и прочее.

Вот такие получились ещё субъективные обрывки воспоминаний о различных курсах и преподавателях на мехмате. В июле продолжение и оно же окончание!