Итак, в этой записи я расскажу про наш опыт вождения по Турции.

Сначала сухие факты.

  • Машина: Fiat Albea, передний привод, бензиновый двигатель объёмом 1,4 литра, 5-ступенчатая коробка передач.
  • Пробег: 4871 км (!)
  • Израсходовано литров бензина АИ95: 340 литров.
  • Потрачено на бензин: 26383 рубля.
  • Средняя цена бензина: 77,6 рубля за литр (4,04—4,25 лиры за литр).
  • Пробег на одном баке (40 литров): 550—650 км.
  • Средний расход: 6,5—7,2 литра на 100 км.
  • Документированные повреждения машины: 1 царапина, обошлось нам в 250 лир (≈120€), так как не стали выдумывать никаких отмазок с полицией, сам виноват; Саша и я тюкали её ещё по мелочам, но без ущерба.
  • Документированные нарушения ПДД: 0.

Машину заказывал через http://www.economycarrentals.com, физически получал у местной конторы Almira Car Rentals в Анкаре, там же её и сдавал. Второй водитель, неограниченный пробег и полная страховка включены в довольно невысокую стоимость в 220€ за 11 дней аренды. Удивило, что прокатчик не позаботился о полном баке перед тем, как отдать машину нам, до первой заправки ехали на лежащей на нуле стрелке; вода в бачке стеклоомывателя закончилась в первый день. Зато в багажнике были цепи; мы даже хотели один раз ими воспользоваться, но так и не сообразили как они одеваются.

Во многих путеводителях упоминается, что водить в Турции не самое безопасное занятие, но считаю, что эти путеводители уже устарели. С момента их написания уже много что поменялось. Конечно, турки за это время не стали водить дисциплинированней, хотя некоторые уже и включают поворотники и ближний свет / дневные ходовые огни. Но с такими акцизами на бензин турецкое правительство может себе позволить решать проблему травматизма на дорогах другим путём, а именно строить такие дороги, на которых вероятность аварий стремится к нулю. Если это достаточно крупная дорога, то как правило она двухполосная в каждую сторону с разделителем посередине, и возможность выехать на встречную полосу просто исключается. Если это где-то не так, то видно, что ведётся строительство и через год-два будет так.

На таких узких, но горных дорогах всегда разумно стоят знаки «обгон запрещён» и соответствующая разметка, по обочина расставлены жёлтые мигающие огни на солнечных батареях. Впрочем, туркам это до сих пор не мешает обгонять там, где захочется. Пару раз было страшно, когда на тебя выезжает фура из-за слепого поворота или подъёма.

Как вы видите, движение между городами очень не напряжённое, машины почти отсутствуют, поэтому ездить — одно удовольствие.

А вот что бывает, когда турки не соблюдают скоростной режим на горной дороге.

В городе или за городом турок обязательно будет ехать по центру дороги, как блондинка, думая, что разметка создана для того, чтобы ехать по ней, а не между ней. Если на светофоре есть табло обратного отсчёта, а ты стоишь первым, то сзади стоящие машины начинают сигналить ещё тогда, когда остаётся секунд 5 до зелёного сигнала и требовать, чтобы ты тронулся и поехал. Особенно интересно было несколько раз наблюдать следующий фееричный манёвр: машина подъезжает к светофору, когда горит красный свет, включает аварийку, притормаживает, проезжает перекрёсток на красный, выключает аварийку и газует дальше.

Один раз нас обогнала скорая помощь. Ехала она с такой скоростью и так входила в повороты, что угнаться за ней так и не смог без риска для собственной жизни.

Качество дорог тоже на уровне, но, разумеется, в горных районах и сельской местности бывают и плохие дороги. Мы смогли проехать везде, где хотели, если это было объективно возможно.

Полицейские. Практически отсутствуют. Мы за всё время лишь изредка встречали стоящие на обочине машины, которые в момент нашего проезда мимо были заняты кем-то и соответственно не могли обратить на нас внимание. Для приличия скорость, конечно, сбрасывали, но всё равно ехали с явным превышением. Справедливости ради скажу, что хоть мы и часто были самой быстрой машиной на трассе (мой рекорд 184 км/ч), скоростной режим здесь не соблюдает никто. Если дорога проходит через населённый пункт, то указатели в 99,9% случаев на синем фоне, сбрасывать до 50 км/ч не надо, если знаками не указано противное.

В разных провинциях телефон полиции может быть немножко разным, стоят специальные щиты, информирующие об актуальном. Но как правило это 156, реже — 155 или 154.

Заправки. Иногда встречаются не так часто, как хотелось бы (по крайней мере мы ездили и по такой местности, где за 100 км пути не попадалось ни одной). Мы почти всегда вырабатывали бак полностью и доезжали до очередной заправки с остатком в баке меньше 5 литров, экономя бензин везде, где можно. Платёжные карты принимаются на любой заправке в любом захолустье. В разных колонках разный бензин, 95-й бывает и не на всех заправках. Машину заправляет заправщик, он же потом в кассе принимает оплату. Слово «бензин», обозначающее, что вам надо заливать в бак, все заправщики прекрасно понимают.

Дорожные указатели. На высоте и на самом деле помогают ориентироваться. Причём есть указатели не только на крупные и мелкие населённые пункты, но и на достопримечательности.

Бывает, едешь по трассе, никуда не хочешь сворачивать, а очередной коричневый указатель так и просит свернуть с трассы и посмотреть что же там такое.

Вдоль каждой дороги стоят километровые таблички с указанием номера дороги и километража от её начала.

Парковки. В больших городах приткнуть машину может быть проблема. Платные парковки встречаются, стоимость от 1 до 5 лир (0,5—2,5€) за час. На парковке в Мардине первый раз столкнулся с тем, что ключи от машины оставляешь парковщику, а он уже сам потом тасует машины на парковке. Приходишь обратно, а твоя машина заперта ещё тремя. Он ищет нужные ключи в большом тазу, по очереди отгоняет эти машины, ты выезжаешь, а он ставит их потом обратно. И так с каждым.

Права. Обычная российская пластиковая карточка подходит, Саша брал и международные и оформлял на них.

Навигация. У нас был Сашин Garmin nuvi с картами по Турции и мои распечатки маршрута, полученные с помощью программы EuroRoute 2008. Пригодились и они, так как на второстепенных и сельских дорогах навигатор получает твёрдую тройку с минусом за навигацию за желание провести нас какими-то непонятными тропами и не всегда верное определение дорог. В общем, с сельской местностью у него беда. Иногда он знает откуда-то такие дороги, которых и в помине не было никогда, а иногда пользуется устаревшими данными, когда уже, наверное, пару лет назад была построена более короткая и удобная дорога.

Вот как пример куда нас завёл Garmin в своих благих намерениях привести нас кратчайшей дорогой в Немрут Даги. Посмеялись мы конечно, увидели прекрасное горное водохранилище, но потеряли 3 часа времени и дали крюк в 100 км.

На основных магистралях, разумеется, он работал на ура и по сумме результата получает тройку с плюсом.

EuroRoute 2008 получает за проложенные маршруты четвёрку, так как когда Garmin нас отсылал непонятно куда, верное решение оказывалось распечатано мной на бумаге. В таких случаях тот, кто был на пассажирском сидении, был штурманом.

Автостоп. Встречается, мы видели голосующих и даже два раза подвозили. Один раз нас остановили на посту полиции и попросили добросить их командира до города. Второй раз сами остановились и подбросили какого-то деда. Правда, по-моему, мы его даже увезли чуть дальше, чем ему надо было. Сам виноват, он что-то бормотал по-своему, когда достаточно было сказать простое интернациональное слово «stop».

А в самый первый раз, когда мы останавливались и хотели подбросить, опять голосовали два сотрудника полиции. Просили добросить до какого-то города. Когда увидели, что я начал искать его на навигаторе, чтобы посмотреть будем ли мы через него проезжать, они сказали нам спасибо и отпустили и начали ловить другую машину. А зря, мы через него-таки оказывается проезжали. Но с другой стороны, пришлось бы разгребать весь тот срач, который творился у нас на заднем сидении.

Царапину получил вот здесь.

Саша был очень мной недоволен в тот момент, что я попёрся объезжать стоящий разгружающийся грузовик в этом месте. Места и впрямь было мало, а справа небольшой обрывчик. Страшновато. Но мне показалось, что проеду и я поехал. Как видно по колее, мог бы и не так прижиматься к грузовику, но я плохо чувствовал габариты и процарапал почти весь борт.

Диапазон посещённых нами высот: от 0 до 2600 метров над уровнем моря.

Впечатления от машины и советы по выбору. Двигатель 1,4 литра, конечно, не для нас с Сашей. На любом подъёме можно было просто утопить педаль газа в пол и смотреть, как снижается скорость. В остальном машина как машина, была для нас почти домом на колёсах в течение 11 дней, в которой мы завтракали, ужинали, но ни разу не спали. Зато я приходил греться в неё по утрам из палатки. Ночью было до -9.

Путешествовать на машине вдвоём удобно: сзади можно хранить весь хлам, не складывать штатив, держать под рукой фотоаппаратуру, другие вещи, еду.

В связи с высокой ценой топлива весьма разумно брать машину с дизельным двигателем (дизель, он же motorin на турецком, стоит подешевле, около 60 рублей за литр), и если вы планируете много ездить, какой-нибудь Renault Megane с дизельным двигателем может быть достойным выбором, хоть и сама аренда будет стоить дороже.

Вроде бы всё вспомнил, что хотел рассказать. Если есть какие-то вопросы — задавайте!

Поехали!

Upd: перечитав запись перед публикацией, понял, что из-за этого «Поехали!» надо было публиковать её 12-го числа, она ведь уже готова была. Но что-то подзабыл об этом.