Я стараюсь описывать свои путешествия сразу после поездки. Иногда, как после моего последнего путешествия по Турции, этот процесс затянулся, потому что материала много, и вываливать его очень быстро было бы неправильно, да и дел других хватало.

Но я часто вспоминаю свои прошлые путешествия, которые закончились несколько месяцев назад, год, два… Так, я до сих пор считаю, что моё самое лучшее, удачное, насыщенное путешествие случилось 2 года назад по Ближнему Востоку: Турция, Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Египет. То были 20 дней, что в никакие другие 20 дней я не получал столько новых впечатлений в своих поездках по России и за границу. Я могу ещё достаточно долго подбирать эпитеты, но вряд ли уже когда напишу о тех приключениях подробнее, чем сделал это тогда: время уже прошло.

Но предыдущие два абзаца были только прелюдей к той теме, на которую я хочу сегодня поразмышлять. Для этого, кстати, придётся вспомнить и некоторые другие мои уже завершившиеся поездки, так как развивать тему, разумеется, буду на собственном опыте. Поговорить хочется о способах, которыми мы можем перемещать себя по миру, чтобы изучать новые города и страны. Сразу условимся, что мы, разумеется, не обсуждаем пакетные туры, а всё остальное — вполне себе обсуждаем.

В предыдущем предложении я хотел сузить круг рассматриваемых способов путешествий до только самостоятельных путешествий, но тогда неохваченными оказались бы индивидуальные туры, которые набирают популярность среди обеспеченных путешественников и вполне себе имеют место быть, когда речь идёт о тех местах, куда сам на шару не попадёшь или просто не поедешь (например, тот же Тибет, но список можно продолжить).

Когда мне не было 18 лет, единственным элементом самостоятельности у меня был выезд на Украину по нотариально заверенному разрешению родителей пересекать границу РФ без сопровождения. Были ещё 2 поездки в Великобританию до совершеннолетия, но не будем их учитывать потому, как ребёнок едет туда, куда сказали старшие, а не по своей воле.

А вот тогда, когда ты становишься волен сам выбирать, куда направиться и как направиться (ну или куда не направиться и как не направиться), всё становится гораздо интересней. Мне уже довелось попутешествовать по миру разными способами и очень разным бюджетом.  И вот своими наблюдениями на эту тему я хочу сейчас поделиться.

Свою первую поездку за рубеж после достижения 18-илетия я совершил с подругой Катей в Португалию. Обладая достаточной суммой, чтобы не экономить на всём и вся, мы дней 10 путешествовали по стране: были в Лиссабоне, Порту, Коимбре и на юге — в Лагоше, Сагреше и Альбуфейре. Сейчас сложно представить, но тогда ещё только начинали внедряться электронные билеты, и у нас на руках были бумажные SVO—AMS—LIS и LIS—AMS—SVO, с чем связана отдельная история, но особенностью всей поездки было то, что ничего заранее не бронировалось. Вообще сейчас для меня это полная дикость, приехать в город и искать свободные отели по путеводителю (если это не Крым, не Стамбул и не Хорватия-Черногория, но были времена, когда я, сейчас уже типа опытный путешественник, не знал о существовании booking.com. В теории, сейчас можно повторить подобный эксперимент, только в первую очередь это нерационально по деньгам: и отели, и билеты на поезд и много что ещё стоит дешевле, если заказывать заранее и через интернет.

В предыдущем абзаце я вспомнил про Стамбул, и следующая моя поездка оказалась как раз в Стамбул. Она была короткой и спонтанной. Отеля опять не бронировал, чёткого плана не имел. Это была моя первая поездка, когда я ехал сам за границу один. Опыта мало, вот и влип там в небольшую историю, о которой я вспоминал в марте перед последней поездкой в Турцию. Собственно в той поездке не было главной составляющей путешествия — пути, поэтому мы плавно перетекаем к следующей поездке — в Монголию.

Летом того года я получил автомобильные права, но проката автомобилей в Монголии как такового не существует, а собственного средства передвижения у меня тоже не было. Маршрут был Москва — Барнаул — Кош-Агач — Улгий — Ховд — Хархорин — Улан-Батор — Иркутск — Москва, из которого сложности не взывало только перемещение нас с Кириллом до полпути от Барнаула до Кош-Агача — с. Онгудай. Это было легко сделать с помощью самолёта ныне почившей KrasAir и местного рейсового автобуса, а дальше…

А дальше у нас был не самый удачный опыт общения с местными алтайскими ребятами, которые с раннего утра, заправляясь через каждые полчаса водкой, а водитель — пивом, согласились за определённую сумму довезти нас до Кош-Агача. После пары мелких вымогательств в пути типа «а ещё на бензин», «а ещё на масло», я остановил машину за селом Иня, мы достали наши рюкзаки из багажника и пошли вперёд по пустой трассе. Вдали виднелись снежные вершины алтайских гор.

Вся надежда оставалась на автостоп. Первая остановленная машина подвезла нас буквально на несколько километров до поворота на следующее село. Прошли по трассе ещё чуть-чуть в поисках просматривающейся позиции. Вот тут ещё часа через полтора нам повезло: проезжавшая мимо машина ехала как раз в Кош-Агач и уже везла стопщика Диму из Калининграда в сторону Монголии… В общем, это был первый, если не считать поиска попуток из пригородов Зеленограда в собственно Зеленоград в десятилетнем возрасте, и последний опыт автостопа. Тогда мы потеряли достаточно много времени на трассе, хотя не потеряй мы его, вся цепочка последующих событий была бы нарушена.

Дальше мы вписались ещё в один попутный транспорт, предварительно переночевав около пограничного терминала, доехали-таки до Улгия, где познакомились с поляками и уже дальше вместе успешно добрались до Улан-Батора. Да, Монголия такая страна, что туда надо ехать только на своём Крузаке или УАЗе.

В первое настоящее путешествие я отправился ещё через полгода: зимой 2009-го я решил, что в силах проехать по земле от Стамбула до Каира. Никакой автостоп не прельщал (хотя часть пути преодолел не без помощи добрых людей), в принципе можно считать, что все 4000 километров были проеханы на общественном транспорте и сервис-такси. Пришёл на автобусную станцию, купил билет — поехал, и что самое главное — по расписанию. Разумеется, ни о каком бронировании отелей в этом регионе и речи не идёт, чай, не Европа. Аренда машин возможна только в пределах страны, если не испугаетесь движения и навигатор в порядке.

А потом летом того же года был индивидуальный тур в Тибет. Конечно, это был наш первый опыт обращения к турфирмам, организующим частные поездки. Тогда я сделал не самый лучший выбор, но получил первый опыт организации и таких поездок. Впоследствии получалось всё гораздо лучше. К индивидуальным турам мы ещё вернёмся.

Зимой 2010-го я поехал в Германию и в первый раз брал в аренду автомобиль. Больше того, я в первый раз после автошколы водил не продукт советского автопрома. Трудно было привыкнуть к тормозам, плохо было и без навигатора. Но ничего, справился. Я тогда специально брал машину, чтобы получить минимальный опыт, а там дальше уже брать при необходимости без лишних раздумий.

А такая необходимость выпала совсем скоро: летом я брал машину в прокат в Сербии уже на неделю. После этого меня не убедить не взять машину в прокат там, где она без лишних проблем берётся и за разумные деньги, а поехать на автобусе, поезде или ещё чём-нибудь. Путешествуя на машине, всегда можно посмотреть массу интересных, но относительно удалённых мест, сэкономив массу времени. Сложно представить, что поездки в Армению, на Балканы, в Турцию получились бы такими же насыщенными и интересными без прокатного авто. На машине ты сам себе хозяин — едешь куда хочешь. Сейчас после решения поехать в ту или иную страну я в первую очередь после покупки авиабилетов смотрю о возможностях взять машину в прокат в этой стране.

Есть места, куда отправляться полностью самостоятельно на мой взгляд — неоправданная потеря времени и иногда риск. Разумеется, вы можете оказаться без пермита в Лхасе и даже поехать дальше. При хорошей подготовке можно хоть до Али доехать, не вопрос. Только сколько времени и нервов для этого придётся потратить, когда получив через агентство требуемые бумажки и джип в придачу, можно спокойно ехать и наслаждаться прекрасными видами Тибета? Ну или взять восхождение на Килиманджаро: конечно приятнее зайти туда без помощи 6 негров-носильщиков, но для этого нужна группа не в 2 человека, более длительная подготовка и ещё несколько условий, а иначе: 1500$ pp и восхождение «под ключ» организовано.

Отдельно стоит вопрос о том, как правильно построить своё общение с турагентствми, предлагающими индивидуальные туры. Их задача — продать побольше, ваша задача — заплатить поменьше, и получить сервис на уровне, отличном от уровня среднестатистического американского пенсионера лет 65 (а ведь с такой клиентурой им приходится работать очень часто). И то, что жизненно необходимо американскому пенсионеру, у нормального русского человека может вызвать недоумение, а иногда и раздражение.

При выборе турагентства для меня есть 2 правила: 1) оно должно быть обязательно местным, то есть общение по интернету должно происходить с ответственным лицом, который живёт в том регионе, куда я собираюсь и 2) по возможности, находить такие агентства по рекомендациям знакомых из интернета.

Рассуждения можно продолжать, но когда-то ведь надо остановиться.

Так вот, подведём итог. Почти все виды перемещения мне уже довелось испробовать: от езды в кузове до найма вертолёта. Представим себе, что вы не ограничены в средствах, времени и психологически раскрепощены. Как вы будете путешествовать? Автостопом, на своей машине, на прокатной, индивидуальный тур, рейсовый транспорт? Вообще, может быть, пешком? Какие плюсы и минусы вы видите у каждого способа? Развёрнутые аргументированные ответы приветствуются. Понимаю, что однозначного ответа дать нельзя, можно указывать несколько видов и критерий выбора между ними.

Мой ответ такой: я люблю комфорт передвижения и вкусную еду. Комфорт ночлега для меня не так важен — могу спать и в палатке, и в хостеле, и вообще в машине. Поэтому я не поеду автостопом, с меньшей вероятностью при наличии других возможностей поеду на рейсовом транспорте и с большей — на прокатном авто. Исключение — поезда, на поездах я ездить люблю. Ехать за 10,000 км на своей машине я бы не стал, но всякое может быть.

Пешие походы — это отдельный разговор, у них, на мой взгляд, совсем другая цель.

Сложно сформулировать условия, когда я склонен отказаться от самостоятельной поездки и рассматривать индивидуальные туры. В таких поездках должны быть какие-то пешие горные участки в незнакомых странах, сложности с получением визы в родной стране, существенная потеря времени при самостоятельной организации логистики. Очень часто ведомства тех или иных стран ставят искусственные ограничения на посещение каких-то интересных мест самостоятельными туристами, вынуждая их пользоваться услугами местных турагентств. Как правило, эти запреты можно обойти, только вот стоит ли?