Герцговина — историческая область на территории современного конфедеративного государства Боснии и Герцеговины. Её границы на данный момент представляются весьма туманно, так как долгое время её территория входила в состав единой Османской империи. Всезнающая википедия даёт ссылку вот на такую карту 1898 года, включая её в состав Австро-Венгерской империи, оккупировавшей эти земли двумя десятками лет раньше. Размытие границ между Боснией и Герцеговиной было произведено в 1853 году, когда провинции Босния и Герцеговина в составе Османской империи были объединены, и с тех пор название «Босния и Герцеговина» понимается как одно целое; сейчас нигде не встретишь каких-либо знаков, свидетельствующих о том, что такое разделение имело место быть. Я же в этой записи, первой в серии из трёх записей про Боснию и Герцеговину, расскажу пока только о тех землях, входивиших в историческую область Герцеговина.

Первое знакомство с этой территорией получается весьма скомканное: неумский коридор, который формально можно отнести к Герцеговине и через который идёт транзит из Сплита в Дубровник и обратно проезжается минут за 20, границы проходятся быстро, из документов требуется только паспорт. В самом Неуме я даже не останавливался, а только один раз сфотографировал берег Адриатики с шоссе. Жизнь здесь ничем не отличается от жизни на всём остальном побережье; я слышал, что некоторые специально едут отдыхать на море именно на боснийский участок побережья.

В следующий раз я оказался в Герцеговине уже намеренно и осознанно: начинался мой двухдневный «транзит» из Хорватии в Хорватию же перед вылетом обратно домой из Загреба.

Как известно, в общем случае гражданам России при въезде в Боснию и Герцеговину требуется виза. Однако существует 2 лазейки, чтобы оказаться на территории этого государства без заранее полученной визы: наличие ваучера или необходимость транзита продолжительностью не более чем 72 часа.

Как опять же известно, что такое этот «ваучер» никто как правило не знает, поэтому бумага А4 со словами «This is to certify that Mr. Boris Agafontsev has booked hotel … 4* in Saraevo, … from … to …» и печатью некоего ЗАО у меня, разумеется имелась. Печатал на работе на обычном принтере, придумав текст за 3 минуты и подставив адрес первого попавшегося приличного отеля, там же и поставил печать, сам расписался на ней — вуаля, «ваучер» готов.

В качестве доказательства того, что я всё равно надолго не останусь, у меня была распечатка электронного билета с вылетом через 2 дня из Загреба. Но здесь вот какая штука: транзитом переезд из Хорватии в Хорватию же через Боснию можно назвать с большой натяжкой, поэтому сейчас мне думается, что без «ваучера» меня бы не пустили. Совсем другое дело, если бы вылет по этому электронному билету был из Белграда (Сербия) или ещё из какого-то третьего государства. но не из Хорватии, если я с её территории туда и въезжаю.

Так или иначе, с этими бумагами я приехал на границу. Хорватские пограничники меня бодро выпустили и я подъехал к боснийскому КПП. Перелистав мой паспорт два раза пограничник заявил мне, что никак не может меня пропустить, так как мне нужна виза. На что я ему парировал «Transit!» После минутных препирательств мне предложили запарковать машину и пройти со всеми бумагами в помещение. В помещении все разом ещё раз посовещались и решили ждать начальника. Начальник поста неспешным шагом появился минут через 10. Вникнув в суть ситуации, он взял с полки огромную папку листов на 300 и начал изучать страницу за страницей. На это у него ушло минут 30. Странице на 200-й он нашёл таки текст постановления, согласно которому меня можно пропустить. Зачитав его вслух всем сотрудникам, он поставил мне штамп в паспорт и отпустил. Итого на пересечение границы ушло минут 40…

От границы с Хорватией я поехал в Мостар и почти не останавливался (кроме на поспать минут на 40, так как предыдущая ночь выдалась весьма алкогольной и спал я всего 2,5 часа; но спать в заведённой машине я не хотел, а без кондиционера в тридцатиградусную жару спать было невозможно) и вообще не фотографировал по дороге. Были весьма красивые пейзажи, но почему-то снять их на камеру рука не тянулась. И вот, я приехал в Мостар, город с весьма интересной историей и непередаваемым обаянием. Уже в Мостаре прямо передо мной встроились вот эти две машинки. В эту же секунду я отпустил руль, двумя руками взял фотоаппарат и так и ехал дальше за ними. Эти фото уже сделаны на парковке недалеко от центра города. Ах, какие сочные Ягуары.

Да, я уже сказал, что после бурной ночи чувствовал себя неважно, но я взял волю в кулак и отправился осматривать город.

Немного истории и интересных фактов. Мостар — главный город Герцеговины, в котором с давних времён жили и христиане, и мусульмане. В общем-то, если бы не войны в 90-х годах, Мостар мог бы наряду с Казанью гордиться мирным сосуществованием людей двух религий… Но история не знает сослагательного наклонения, и Мостар стал одним из полей религиозной вражды.

Мостар расположен на обоих берегах реки Неретвы, был основан для контроля над переправой, но со временем рос и богател. Основную роль в развитии города сыграли турки-мусульмане, но и христианская община не бедствовала. Исторически река Неретва разделяла город на 2 части — христианскую и мусульманскую, но мусульмане постепенно начали осваивать оба берега, и сейчас эти части города мало различаются по застройке. Различие лишь в том, что в «христианской» части города есть и церкви, и мечети, а в «мусульманской» — только мечети.

Символом города стал каменный мост через реку, построенный в XVI веке и разрушенный в ходе войны в 1993 году. Все эти века мост связывал части города, по нему проходили торговые пути, символически мост связывал, как я написал выше, «христианскую» и «мусульманскую» стороны реки. Спустя несколько лет после прекращения огня мост был воссоздан, используя оригинальные технологии времени его постройки. Мостар вернулся к мирной жизни и сейчас принимает тысячи туристов со всего мира.

Небольшой текст закончился, теперь к фото. Собственно, виновник торжества, в честь которого и назван город, — мост.

Кстати, белый камень на мосту очень тщательно отполирован, на нём даже в сухую погоду очень просто подскользнуться. А если бы не специальные поперечные бортики под каждый шаг, в дождь мост превращался бы в настоящий каток.

На мосту девушки с покрытой и непокрытой головой фотографируются вместе.

Мимо проходит мусульманская старуха.

О войне напоминают фасады разрушенных зданий и сувениры из автоматных гильз.

В Мостаре очень красивые улицы. Иногда они утопают в зелени, а иногда светлые и просторные. Все мощёные, с интересными ставнями на окнах и другими деталями. Как и везде на Балканах, когда кто-то умирает, объявления о поминках расклеивают по всему городу.

Кстати, вода в Неретве удивительно красивого зелёного цвета. Купаться здесь нет возможности из-за сильного течения, но вода ещё и очень чистая.

Ну и напоследок ещё несколько фотографий из Мостара.

Из Мостара в Сараево ведёт единственная горная дорога, виды с которой на природу потрясающе красивы. Заглавная фотография как раз была снята где-то в пути. Первую часть дорога идёт прямо около горной реки, текущей в глубоком ущелье. Склоны гор, где они более пологи, все в лесах. Вода в Неретве и выше по течению сохраняет свой удивительный цвет. Жалко, что свет был не очень, да и мест для остановки на этой дороге не так много, равно как и мест для обгона: жалко пропускать обратно вперёд фуры, которые обгонял предыдущие много километров.

Потом становится поравнинней, и дорога с рекой расходятся на большее расстояние; где-то недалеко тянется ещё и железнодорожная ветка.

Где-то тут Герцеговина заканчивается и начинается Босния. Приблизительно с таких же видов я начну следующую запись, но в ней будет ещё много других городов. Ну и Босния единственная страна за поездку, которая расположила к тому, чтобы боле подробно вдаваться в её историю. Историю тоже не обойду вниманием.

Мой прокатный Focus в боснийских горах.