Я тут решил написать рецензию на фильм, мой любимый фильм. Я уже писал об этом несколько раз в своём журнале, но сейчас мне особенно хочется поделиться своими ощущениями от этого фильма, да и написать, пожалуй, впервые в жизни подробную рецензию. Ведь недавно я его пересмотрел в четвёртый раз.

Не помню, почему я решил посмотреть этот фильм. Я редко читаю рецензии, а на тот момент уже пересмотрел много фильмов из топ-100 iMDB и Кинопоиска, поэтому к поиску новых фильмов немного подостыл. Мы сидели у меня в общаге с Саном, не помню — с пивом или нет, и скачали уже достаточно давно вышедший даже на тот момент «Up in the Air». Ощущения от того самого первого просмотра уже подзабылись, но абсолютно врезался в память тот момент, когда в конце фильма в кадре появился кэп (уже в следующие разы я обратил внимание, что он с некоторых рекламных плакатов смотрел на нас и раньше, но это было лишь во время их мимолётного появления в кадре), и мы от его внешнего вида закатились таким гомерическим смехом,  что тонкие стены между комнатами задрожали. Второе, что я точно понял: этот фильм — шедевр. И с каждым его просмотром я ещё больше убеждаюсь в этом.

Когда я посмотрел этот фильм, я уже успел 31 раз полетать на самолёте, побывать в лонжах аэропортов Москвы, Амстердама и Чэнду. В тот (2010) год я совершил для себя рекордное количество сегментов за год — 24 (правда это уже было позже, но под конец года впервые полетал и бизнес-классом). Я уже участвовал в программе Аэрофлот Бонус и мечтал когда-нибудь накопить миль на перелёт до Кубы…

Да, говоря об этом фильме, разумеется, в первую очередь начинаешь говорить про мили, про 10 000 000 миль, к накоплению которых стремился Райан Бинэм. Напомню историю вопроса. Программы поощрения часто летающих пассажиров появились именно в Америке, затем авиакомпании других частей света переняли их опыт, а за ними уже последовали сети отелей, проката машин. Сейчас программы поощрения клиентов появляются даже у второсортных магазинов, что уж там (да и в фильме это было немного высмеяно, когда Райан и Алекс заселялись в захолустную гостиницу на время свадьбы его сестры). Американцы дольше нашего имеют дело с разного рода программами поощрения клиентов, поэтому знают в них толк. Им понятно, что мили (очки, пойнты, баллы) нельзя копить просто где-то, их надо копить в какой-то программе лояльности, отчасти из-за этого весь фильм нас преследуют повальный product placement: если авиакомпания, то обязательно American Airlines (других членов альянса OneWorld в США нет); если отель, то обязательно Hilton; если прокат автомобилей, то Hertz. Но на этом, пожалуй, разговор о программах лояльности касательно этого фильма следует закончить (я считаю, что достаточно неплохо разбираюсь в них, поэтому если интересно, могу как-нибудь написать о них подробно отдельно): абсолютно не это главное. И если смотреть на фильм только сквозь призму зависти к частым командировкам персонажа и доступа к тем благам, которые недоступны абсолютному большинству путешествующих людей, то его можно сразу выключать.

Следующей очевидной темой становится работа Райана. Райан летает по Штатам, чтобы увольнять людей. Мне сложно себе представить, существует ли подобная профессия на самом деле или нет, но если она выдумана, то выдумана естественным образом и очень реалистично. Подробности здесь не так важны, как то, что его работа заключается в том, чтобы сообщать людям очень неприятные новости. В некоторых описаниях Райана называют корпоративным юристом, но, пожалуй, бесспорно, что он больше психолог, умеющий найти к человеку подход в трудную минуту. Ведь многие люди подменяют отношения с близкими им людьми работой, считая, что их работа является фундаментом их семейной жизни («Что я скажу своим родным, когда приду сегодня домой?»), а кто-то и вовсе целиком погружается в работу, чтобы уйти от одиночества («А может заменить интим карьерой?», и это пока не затрагивая личной жизни самого Райана). Работа занимает важную часть нашей жизни, и один из «неудачников» в фильме говорит так: «Я слышал, что потерю работы сравнивают со смертью в семье». В моём окружении в нашей стране эту мысль сложно понять, но могу понять, что в Америке к этому относятся по другому. И если не сравнивать потерю работы со смертью, так точно они могут сравнивать с расставанием с любимой девушкой (любимым парнем). В такие моменты, в чём я полностью согласен с Бинэмом, очень важно иметь живой контакт с человеком: замотивировать, приободрить, глядя в глаза.

И тут мы выходим на тему незаменимости живого общения. Молоденькая девочка, пришедшая на работу в фирму, где работает и Райан, недолго думая, решила, что уволить человека можно и не выходя из своего рабочего кабинета: веб-камера и интернет это всё, что для этого может потребоваться. Поначалу её подход кажется даже разумным: зачем гонять по Штатам 50 сотрудников в командировки больше 200 дней в году и тратить на это баснословные бюджеты, когда можно ограничиться компьютером, но сразу же одёргиваешь себя, задав только один вопрос: а почему, собственно, начальники тех сокращаемых сотрудников не могут уволить их сами? «Потому что яйцами не вышли,» — отвечает Райан; они боятся встретиться с сотрудником с глазу на глаз и объявить им о своём решении, и в случае переноса работы Райана в интернет вся его ценность пропадает: через веб-камеру или письмом-уведомлением уволить Боба, Смита и Макса, наверное, мог бы и сам начальник, но он вызвал Райна, чтобы это решение объявили ему в лицо.

Да, говорить неприятные вещи в лицо другим людям неприятно и самому. Но надо понимать, что на самом деле мы так делаем легче другим людям, не оставляя их при этом один на один с собственными переживаниями по этому поводу. И мы плохо сдерживаем улыбку, когда героиня Анны Кендрик, миленькая девушка с прекрасными щёчками, на которые мне так нравится смотреть, когда она дуется, вдруг взрывается слезами, когда решается сказать Райану, что её бросил парень… через смс. Райан, разумеется, ехидничает в ответ, что «то же, что и увольнять людей по скайпу». И ведь он чертовски прав! Жалко, что с этого момента в фильме роль Нэтели уже ничего не значит, и всё, что с ней связано дальше, нужно лишь для завершения начатых линий сюжета.

И тут выходит на первый план личная жизнь самого героя Джорджа Клуни. За частыми командировками главного героя скрывается жизнь, проживаемая в отелях, аэропортовых лонжах, в дороге за рулём — где угодно, но не дома. Наверное, многие после просмотра фильма даже захотели бы себе такую работу, связанную с постоянными перелётами, высококлассным обслуживанием, всё время в движении. Но при такой жизни, естественно, нет места семье, детям, домашнему уюту. Апартаменты Райана после его возвращения мы видим такими, как будто он их только что арендовал и привёз только первый чемодан с вещами, но, как мы знаем, он у него и единественный. Теория рюкзака в действии. Встречая в одном из лонжей женщину, которая, как кажется, ведёт такой же образ жизни, он находит в ней интересного собеседника и партнёра по сексу, не больше. Но, как это случается в жизни, в какой-то момент он понимает, что может быть сейчас стоит остановиться и делает попытку… Но… Из остановки выходит лишь быстрый stopover. У меня сначала возникла мысль, как же Алекс умудряется сохранять семью при частых командировках? Впрочем, ответ и на этот вопрос есть в фильме: её «мильный» баланс гораздо скромнее (60 000 в год против 350 000 у Райана), и дома она бывает гораздо чаще. Конечно, то, что она сделала, полностью безнравственно, но тут ничего не изменить, не нам её судить.

Что же заставило героя Клуни вдруг отказаться от своей теории рюкзака, прервав выступление на конференции с идиотским по его собственному мнению названием «На пути к цели»? Вероятно, свадьба его сестры, которую вместе с остальными родственниками он сознательно избегал, как и любых других отношений. Пожалуй, сцена «наставления на путь истинный» будущего мужа его сестры самая слабая во всём фильме. Райан, выступающий противником любых отношений и говоривший до этого, что люди отнюдь не моногамные лебеди, вынужден говорить вещи, в которые он сам ещё не верит, придумывать абсолютно нелепые метафоры про второго пилота, однако именно здесь ещё есть его фраза, которая хорошо запоминается: «Вспомни, разве в лучшие моменты своей жизни ты был один?» Да, наверное в этот момент, он начинает сомневаться в верности собственной теории.

Но жизнь поворачивается так, что самоубийство первой из уволенных Нэтели сотрудниц одной из компаний, ставит крест на её инициативах в CTC, фильм заканчивается, как, наверное, и должен был: Алекс за кадром остаётся с собственной семьёй и, вероятно, найдёт себе другого любовника, Нэтели устраивается на новую работу с отличными рекомендациями от Райана, на 1/10 миль Райана его сестра с мужем отправятся в кругосветное путешествие, а сам Райан снова отправляется в небо. Кажется, что так и должно быть. Мы пришли к тому, с чего начинали, пережив вместе с Райаном его личную драму, намешанную с ворохом других жизненных событий окружающих его людей.

Что можно написать в завершение? Райан, будучи по сценарию довольно неплохим психологом для других людей, не может решить собственные проблемы. Для него способ их решения — жить в собственном мире, ограниченном фюзеляжем самолёта, избегая всяческих отношений, но в тоже время открытого для всего мира («Здесь толпы людей, с которыми можно поговорить»). Ему было и будет комфортно в таком мире, а нарушившая его спокойствие Алекс, отправится в то прошлое, лучшие моменты которого он был не один. О своих словах «одному-то хреново», сказанных жениху сестры, он вероятно и забудет. После фильма мы не задумываемся уже ни о милях, которые он набрал, ни о судьбе Нэтели (у неё всё будет хорошо, несмотря на то, что она пережила тоже не самые приятные моменты в жизни), ни о Алекс. Всё, что нас занимало во время фильма, вдруг уходит на второй план, и только после фильма, та роль, которую играл Клуни, становится по-настоящему главной. Ведь именно на примере судьбы его героя мы задумываемся о своей собственной и спрашиваем себя, чего хотим добиться в этой жизни.

«На небо из своих дневных убежищ выберутся звезды. И среди множества огоньков один будет чуть ярче других. Огонёк на крыле моего самолёта, что летит над вами.»