Я наконец-то решил написать что-то про мехмат МГУ. Начну с самого простого — с того, чему же здесь всё-таки учат. Пожалуй, сейчас самое время (конец 9-й сессии) подвести итог тому, какие предметы мне пришлось сдавать (разумеется, словосочетание «пришлось учить» и тем более «пришлось выучить» не отражает сути вещей). Я решил сделать это в двух частях с эпилогом: обзор за 1-2 курсы (до распределения по кафедрам и выделением отдельного экономпотока), за 3-5 курсы и собственно сам эпилог.

Сегодня пробегусь кратенько по предметам, которые будут вписаны в мой диплом (до которого не так много и осталось) и не только, за первые два курса.

Я учился на первом потоке. Что-то у нас было так же, как у второго потока (отделение механики вообще в расчёт не берём), что-то совершенно по-другому. Их лучше учили одним предметам, нас — другим. В чём-то халява была у нас, в чём-то у них. Не стоит думать, что так, как я пишу, у всех. Этой мой личный опыт.

Аналитическая геометрия (кафедра высшей геометрии и топологии). Она же ангем или аналгем. С 1 сентября первокурсникам начинают травить байки про преподавателей кафедры ВГТ. Второкурсники, третьекурсники подходят к расписанию первого курса, чтобы поржать над теми группами, кому достались самые суровые преподаватели (четверокурсники и пятикурсники делали также, если бы появлялись в универе). У моей 102 группы семинаристом назначили Левана Анзоровича Аланию, о котором ходили легенды. Но через пару занятий его поменяли на Дмитрия Владимировича Миллионщикова, с которым мы почти не знали проблем. Экзамен я сдал на «5», блеснув знаниями, полученными ещё в школе на уроках у Игоря Борисовича Кожухова.

Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции.

История Отечества. Сергей Иванович Семакин — один из самых популярных преподавателей на мехмате, хотя студенты с ним общаются лишь весь первый курс. Знаний по истории даётся абсолютный ноль, зато он на лекциях он поёт свою знаменитую «Белую акацию», играет на гитаре, а первая пара в учебном году традиционно собирала такое количество слушателей и со старших курсов, что в 16-10 негде сесть. Вряд ли сейчас есть то же самое во втором ГУМе. Единственное, что у меня осталось от пар по истории — видеозапись одного из его выступлений с «Белой акацией» и фотография Сергея Ивановича на фоне доски с надписью «Семакина в президенты!»

Линейная алгебра и геометрия (ВГТ). Первый раз я ехал на экзамен без ощущения того, что я знаю приблизительно всё. Скляренко наплодил кучу билетов, и часть из них я пропустил, так как они были слишком сложны. Разумеется, по всем законам подлости, я вытащил именно такой билет. Каково же было моё удивление, когда я сел за парту и обнаружил на ней забытые кем-то шпоры именно по этому билету! После этого четвёрка была вполне оправданной оценкой.

Безопасность жизнедеятельности. Эта чушь преследовала меня со школы. Заунывные лекции про зиверты, химическую защиту, куда надо было обязательно припираться по субботам… Вряд ли найдётся хоть один человек, который вспомнит, чему там учили.

Работа на ЭВМ. Говорят, в последние годы сдать ЭВМ на мехмате становится всё сложнее, и программировать всё-таки надо уметь. Внимание к этому предмету возрастает, но когда учился я, чтобы получить зачёт или экзамен требовалось уметь писать дома лишь простенькие программы и освоить копирование с дискеты на жёсткий диск из под линукса. Абсолютно реально было доучиться до 4 курса, не умея писать на С/C++ даже `Hello, world!`

Экзамен автоматом вместе со мной получила Таня, которая помогала если только морально, но задача была на двоих. Добрый дядька всё-таки был Панкратьев, но спустя несколько недель его насмерть сбила машина. На следующий семестр нам назначили некоего Астрелина, а зачёт я получил уже на втором занятии, 18 февраля.

Экономическая теория. Гуманитарный предмет на мехмате, что ещё тут можно добавить? Толку мало, пафоса много. В итоге свою пятёрку автоматом я получил, хотя ничего особенного не сделал. О чём там вообще нам рассказывали — понятия не имею.

Математический анализ. Матан наш поток не знал. На лекции Чубарикова ходили единицы, многие преподы на потоке были халявными, экзамен отправлялись сдавать досроком прямо в кабинет декана, не зная почти ничего. Домашнее задание никто не делал (как и по многим другим предметам, но по матану — катастрофически). Все ужасы, возможные при изучении этого предмета, обошли нас стороной.

Алгебра. Алгебру у нашего потока оба раза читал ещё один из самых лучших лекторов на мехмате — Евгений Соломонович Голод. Его курс даже сподвиг меня на то, чтобы самому набить в LaTeX`е все его лекции за первый семестр. Пока я набивал их, я выучил предмет больше, чем на пять, за что заслуженно максимальную оценку и получил. В третьем семестре оказалось, что лекции уже были набраны до меня, набивать заново не пришлось, вот и сдал на четыре.

Сейчас набранные мной лекции занимают почётное место в коллекции материалов на DMVN, а каждые два года я получаю личные сообщения с благодарностью от первокурсников. Приятно, чёрт побери. Говорят, сам Евгений Соломонович был заинтересован в том, чтобы я что-то в том конспекте исправил и подготовил его к нормальной печати, денег обещали, но что-то так и не срослось.

Социология. Полный бред, на лекции по которой я ходил по двум причинам: а) преподша отмечала, б) для переписывания домашки по дифурам. От обилия слов «парадигма», «полипарадигмальность» и некоторых других уши сворачивались в трубочку и не разворачивались до конца пары. Хорошо, что по этому не было экзамена, только зачёт. Что поделать, высшее образование требует жертв.

Физическое воспитание. Мехмат — уникальный факультет, где физкультура обязательна до конца 4-го курса! Ни на одном другом факультете такого нет. Сделано это с исключительно благой целью — чтобы студенты отвлекались от учёбы и не сходили с ума, объясняла старший преподаватель Надежда Андреевна. Благими намерениями, как говорится… Правда, напрягаться пришлось только первый семестр — я пошёл на лёгкую атлетику с абсолютно отмороженной тёткой, бегал как заведённый, занятия не пропускал, а в итоге пришлось ещё и бодаться с ней из-за зачёта. Потом я ушёл из той группы и навсегда забыл о проблемах с физкультурой: сначала я ходил к Палычу, где можно было не делать ничего, а потом — в бассейн по своему собственному расписанию.

Действительный анализ. Непреложная истина: чем халявнее лектор или семинарист, тем меньше знаний имеется у студентов. Семинаристом по действану у нашей группы был Сорокин, что говорит о том, что действан в нашей группе не выучил никто. Тем не менее многие получили хорошие оценки. Удивительно, что после этого я ещё и пошёл на кафедру ТФФА.

Английский язык. «Ви вил тич ю ту спик фром ёр харт». На первом курсе у меня была замечательный преподаватель Ольга Владимировна Корецкая. На парах было по-крайней мере интересно и не возникало желания их пропустить. Мы в начале каждой пары рассказывали об интересных вещах, которые с нами произошли с конца предыдущей пары, смеялись друг над другом. Каково было моё разочарование, когда я перешёл на второй курс и увидел другого преподавателя в расписании. А мне так много хотелось рассказать. Больше на парах интересно не было, кроме трёх разов, когда мы смотрели старые фильмы.

Обыкновенные дифференциальные уравнения. «Потому что резонанс!» — бодро отвечал семинарист на любые наши вопросы. Лучше бы уж «потому что гладиолус» говорил. На лекции ходили единицы, но письменный экзамен с теорией и задачами многим в первый раз подпортил зачётку.

Классическая дифференциальная геометрия. Изумительный по своей бесполезности предмет. Я сдавал его три раза: первый раз я был замечен со шпорами и не решил задачу от Алании и в течение 5 минут отправился домой с двойкой. Пересдача происходила при удивительных обстоятельствах: вечером был полуфинальный матч Россия—Испания чемпионата Европы по футболу, и я сильно перебрал, заливая горе от нашего поражения. В 3 ночи я сильно пьяный пришёл в общагу и увидел соседа Вову, которому было ещё хуже. Вызов скорой помощи, попытки трезветь, попытки уснуть… В 10 утра я должен был пойти на пересдачу.

Я пошёл (надо ли оценивать уровень моих знаний?). Первым в дверях аудитории из наших экзаменаторов ближе к 11 утра шатающейся походкой  появился Иван Алексеевич Дынников. Он окинул взглядом нас, двоечников и ушёл за кофе. Было понятно, что он тоже вчера болел за сборную. Ещё через час появился Панов с точно такой же тяжёлой головой. Ещё через несколько часов Дынников сбагрил меня с глаз долой с тройкой. А я только к этому времени успел окончательно протрезветь.

Третий раз я сдавал этот предмет уже на 5 курсе, но на отлично так пересдать и не смог. Сложно придумать более бредовый курс, чем это сделал Евгений Григорьевич.

В честь этой моей самой первой пересдачи у меня в комнате на стене долгое время висела памятная рамка с первой страницей его лекций, скачанных с DMVN.

Теория вероятностей. Летняя сессия на втором курсе не задалась не только из-за дифгема. Ситуацию подпортил ещё и тервер. Его я толком так и не выучил: на нудные лекции Прохорова ходили тоже только лишь фанаты, а семинары у Смирновой кроме как торжеством абсурда назвать нельзя. Благо, теория вероятностей используется и дальше, и у меня был шанс выучить её лучше и пересдать на 5 курсе на отлично.

Продолжение следует…