Не знаю как вы, а я уже давно, когда вижу статус «delayed» у рейса, на котором планировал улететь, спокойно иду в ближайший аэропортовый бар, заказываю пива и наслаждаюсь моментом. Многие покупают страховку путешественника по принципу «так надо для визы», те, кто уже прошаренней выбирают в первую очередь ассистанса, который с случае чего реально будет решать возникшие с вами проблемы посреди Тихого океана. Однако, разумеется, лучше надеяться на лучшее, что медицинскими услугами по страховке никогда воспользоваться не придётся, а задержка рейса — достаточно реальная ситуация, которая может случиться, как и некоторые другие второстепенные мелкие пакости, которые могут с вами приключиться.

Я несколько лет назад уже писал у себя в журнале, что страховкой от задержки рейса мне пользоваться приходилось. Вот настал и второй такой момент: 14 апреля я должен был вылететь рейсом Аэрофлота из Челябинска в Москву, но при посадке самолёта в аэропорту Баландино в двигатель попала птица, и вылет был отложен на 7 с лишним часов, пока за нами не прилетит следующий борт. По любопытному стечению обстоятельств в двигатель самолёта С7, садившегося там же час назад, тоже попала птица, и пассажиры С7 вместе с нами смотрели на два борта, скучающих на лётном поле.

Кто-то переживал, кто-то злился, а я рефлексировал: за каждый час задержки я виртуально становился богаче на 50€.

В первую очередь, разумеется, надо обратиться по телефону в сервисную компанию и сообщить о происшествии. Они вышлют список всех необходимых документов, которые требуются для подачи заявления на страховое возмещение: посадочный талон, распечатку электронного билета, справку на официальном бланке авиакомпании о задержке рейса с указанием причин задержки (надо смотреть, что у вас прописано в условиях как страховой случай: у меня это технические причины и погодные условия) и всевозможные ксероксы с собственно заявлением во главе.

Самое сложное в этом квесте — получить ту самую справку на официальном бланке авиакомпании. По прилёту в Шереметьево я обратился на стойки обслуживания клиентов Аэрофлота, где мне выдали следующую бумагу:

Вторую печать слева мне поставили уже после по моей просьбе, где была бы указана причина задержки. По мнению представителей Аэрофлота данная печать обладает юридической силой и подобные бланки принимаются страховыми, в судах и т.п. Других справок в Шереметьеве не выдают. Однако мою страховую подобная справка не устраивает, поэтому за нормальной, образец которой мне даже выслали, пришлось обратиться в представительство. «Нормальная» справка готовится 1 рабочий день и выглядит следующим образом. Обязательна печать, подпись ответственного лица, указание причин задержки и фраза, что указанным авиабилетом вы воспользовались. В отличие от просто справки о перелёте, выдаётся бесплатно, но даже если с вас и возьмут за неё 500 р. — какая разница, страховая компенсирует. Потому что даже в офисе девочки из Аэрофлота понимают, что от них требуется и соглашаются сделать то, что нужно нам, только после предоставления конкретного образца, высланного мне страховой.

В заявлении пишем сколько хотим денег, в моём случае это 7 полных часов задержки – (минус) два часа задержки, которые по страховому договору не оплачиваются (задержки рейсов меньше, чем на два часа задержкой у меня лично не считаются) × 50€ × 49,8232 р. за 1 € по курсу на 15 апреля = 12455,80 р. (двенадцать тысяч четыреста пятьдесят пять рублей 80 копеек) и отсылаем удобным образом в страховую компанию (Почта РФ, курьер), мне удобно завести лично, чтобы получить копию заявления с присвоенным входящим номером. Дальше ждём 10 рабочих дней (в течение которых по закону заявление должно быть рассмотрено) и получаем ответ. В моём случае — положительный, впрочем поводов для отказа я не вижу никаких. Единственное что, срок рассмотрения из-за майских праздников они продолбали и дали ответ на 12-й рабочий день. Разумеется, после моего пинка о нарушении сроков рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней после принятия решения страховая компания обязана перевести страховую выплату по указанным вами реквизитам. Наслаждаемся компенсацией.

«Почему так много?» — спросите вы. А я сам не знаю; похоже не то, что выплатили не за 5 = 7 — 2 часа задержки, а за все 7 (по крайней мере на 350€ минус издержки эта сумма похожа).

P.S. Стоимость билета была 4107 р. Ещё тысячи полторы оставил в Sky Bar`е челябинского аэропорта + расходы на такси, так как прилетел в итоге в сомнительные по удобству выбирания из аэропорта 4 утра. Профит.

P.P.S. Я пользуюсь годовой страховкой от Кардиф, покупаемой в Сбербанке. Плюсы для меня: территория покрытия — реально весь мир, не исключая Карибы, США, Японию и включая даже территорию РФ за пределами 100 км от места постоянного проживания. Страховое покрытие 30,000 EUR. Страховая премия с риском спорт составляла 60 EUR. Страховой случай задержи вылета регулярного рейса (да, страховка на чартеры не распространяется ни у какой страховой компании) начинается спустя 2 часа задержки, а не 3 или 4, как у многих других компаний (например, у Альфа-страхования, которым я тоже пользовался, но в реальности проверить не пришлось). Три года назад у меня так же была страховка от Кардиф и так же произвели выплату при задержке рейса Малев в Будапешт.

В отличие от многих страховок, нынче активно продвигаемых в том числе блогерами в заказных постах и которые можно купить онлайн, не вставая с дивана, здесь да, нужно куда-то стопать ножками. Однако страховая премия при прочих равных существенно ниже, а условия страхования — гораздо лучше. Можете сравнить сами, поигравшись на рекламируемых сайтах с модными калькуляторами.