Прошло уже больше месяца с того момента, как я вернулся в Москву после поездки в Монголию. Наконец, я собрался написать о том, как оно было. Кому-то я уже успел рассказать подробности поездки лично, кому-то нет, а кто-то в будущем найдёт этот отчёт случайно, и он ему, может быть, чем-то поможет.

Перед вылетом из Домодедово в Барнаул мы с Кириллом начали традицию перед каждой поездкой в далёкие страны выпивать литр-другой хорошего пива в небезызвестном баре Шэмрок. Да, хорошее пиво можно пить не только в Москве и не только перед отъездом, но в любом случае, глотнуть перед дальней дорогой на совесть сваренного Гиннесса оказывается очень приятно. Не стоит, правда, этого делать, если летишь в Ирландию, Чехию, Бельгию и ряд других стран.

Расписание вылетов в Барнаул удобное у всех авиакомпаний, которые туда летают: вечером вылет, утром прилёт, лишнее время крадут 3 часовых пояса, разделяющих его и Москву.

Барнаул оставил у меня очень приятное впечатление за те 3 с лишним часа, на которые мы в нём остановились: обычный нормальный региональный аэропорт, хорошая дорога до города, сам город в 7 утра уже живёт насыщенной жизнью. В нём тонко проглядывается отпечаток советского прошлого, а в остальном явно видно бурное развитие и стремление не отставать от всей России и мира. Жалко, до Оби оказалось далеко, чтобы дойти пешком, а исследовать особенности местного общественного транспорта у меня не было желания — я очень хотел запечатлеть для себя величественный вид одной из крупнейших сибирских рек.

Отдельно хочу отметить кофейню «Сессия», расположенную в здании одного из барнаульских студенческих общежитий. Я даже позавидовал алтайским студентам, что они могут сидеть и готовиться к этой самой сессии в таком замечательном месте.

Сессия

Второй достопримечательностью Барнаула для меня, как для активного пользователя интернета, является автовокзал. Это не памятник архитектуры, внутри нет музея — просто сайт с адресом http://avtovokzal.ru — это сайт автовокзала в Барнауле, сайт с актуальной информацией, чего не скажешь об тысяче подобных страниц с «расписаниями». И самое главное: я пока не встречал других региональных сайтов, где можно было бы купить электронные билеты на автобус, например по маршруту Барнаул — Онгудай.

На момент совершения мной поездки по указанному маршруту такой возможности ещё на было, поэтому билеты покупались в кассе.

Немного о селе Онгудай, переезд в которое занял почти весь день 29 июля. Места красивые, гостиница приличная, но работающего в 9 вечера кафе здесь уже не найти. Люди, как оказалось утром, там тоже не обезображены интеллектом и прочими хорошими манерами.

Чуйский тракт

Онгудай

А дело было так: компания местных «таксистов» вызвалась подвести нас по Чуйскому тракту (весьма хорошая дорога, кстати). Вот только на середине пути у нас возникли небольшие разногласия с ценой, да и водитель не стеснялся употреблять одну бутылку пива за другой, из-за чего около с. Акташ мы высадились со всеми нашими вещами, продолжив свой путь пешком вдоль дороги, попутно голосуя. Через 2,5 часа наши старания увенчались успехом: около нас остановилась машина с приятными в общении казахом и его женой спереди и автостопщиком Димой из Калининграда сзади, с которыми мы и доехали до села Кош-Агач, предпоследнего населённого пункта перед Монголией.

Лошади в горах Алтая

Если бы я располагал чуть большей информацией, то мы бы остановились здесь на ночь в цивилизованных условиях, а на утро уехали бы в Улгий (Монголия) обычным рейсовым УАЗом. Но всё, что делается, делается к лучшему. Нет, лучше сказать так: всё, что делается, делается к тому, чтобы было интересней. Поймав ещё одну машину за некоторую сумму мы доехали до приграничного села Ташанта. Вот он, КПП, вместе с несколькими десятками домов, затерянный среди пустынных холмов алтайского плато. Но через границу дороги пешком нет, идти некуда: впереди до монгольской стороны границы около 30 километров по таким же пустынным холмам.

Ташанта

От предложения остановиться в одном из местных домов мы отказались, залезли на близлежащий холм и начали устраиваться на ночь. Из вещей, предназначенных для ночлега в полевых условиях у нас был лишь кусок тонкого брезента и не слишком тёплые спальники. А летней ночью на Алтае на высоте почти в 2200 метров могут быть и заморозки. Выкурив сигариллу, я лёг на спину, заставил себя думать, что мне тепло, начал смотреть на огромнейшее звёздное небо с ярчайшим Млечным Путём и принялся считать падающие звёзды. Насчитав их больше десятка, я уснул.

Проснувшись, мы спустились обратно к КПП, и продолжили свой путь в Монголию. О том, как это было, в следующий раз.

P.S. Природа Алтая привела меня в восторг. Я никогда до этого собственными глазами не видел снежных вершин, бурных сибирских рек, холмов без единого дерева на десятки километров вокруг. Я очень хочу ещё приехать на Алтай.

Лунный пейзаж