Продолжаю вылезать из «долгов» по отчётам о поездках. Сегодня на очереди часть 3 путешествия в Монголию — возвращение в Москву.

Оказавшись в Улан-Баторе рано утром, первым делом мы отправились на железнодорожный вокзал. Трафик поездов через него небольшой, и ожидать круглосуточного сервиса было сложно. Немного выспавшись на ступеньках у входа, поев в круглосуточной кафешке, мы пошли покупать билеты в Иркутск. Интересно, что касса для продажи билетов на международные направления находится в добрых 10 минутах ходьбы от вокзала, причём так, что найти её без подсказки довольно сложно. Тем не менее, здание, в котором располагаются международные кассы, очень приличное, а процесс покупки билетов сидя в просторном офисе доставляет удовольствие и радость.

Билеты были куплены на вечер того же дня, сумки сданы в камеру хранения, Улан-Батор за день был исхожен вдоль и поперёк. Наставал момент отъезда на Родину. На перроне нас ждал состав, в котором российский вагон на Иркутск сильно выделялся своей красной окраской. Внутри вагон был тоже неплох. Причём «неплох» — это слабо сказано: в данное время и в данном месте он был великолепен.

Чтобы добраться до Иркутска потребовалось провести в этом вагоне 2 ночи. 36 часов — именно столько занимает дорога по рельсам. Парень, который ехал с нами от Улан-Батора до Улан-Удэ оказался интересным собеседником, а монгольская торговка-контрабандистка, ехавшая в нашем купе 1 остановку через границу (Сухбаатар — Наушки) продала нам вкусной колбасы, которую мы уплетали ещё пару суток, не решив наконец, что она уже чуть подпортилась.

Байкал

Мы приехали в Иркутск рано утром. Проводница даже немного усмехнулась на мою фразу «Спасибо, что довезли нас на Родину». Она вряд ли могла представить сколько до этого мы проехали в УАЗе, сколько бууз и хуушур съели и сколько объяснялись на смеси русского, английского и жестов, что поспать 2 суток на мягкой полке в поезде и расплачиваться рублями было огромное счастье. Только мой личный совет: не пейте пиво «Берег Байкала» крепкое. Пожалуйста, не пейте.

Немного освоившись в Иркустке, мы отправились в Листвянку, на берег Байкала. Байкал сам по себе производит на всех людей, приезжающих к нему, глубокое впечатление: чистая вода, живописные берега, какие-то едва уловимые местные особенности. Но после степей Монголии эти ощущения утраивались: ещё 4 дня назад мы ехали посреди степи, где на десятки километров вокруг нет воды, а на сотни — леса, а тут это всё есть. Байкал нереально красив.

Байкал

Пешая прогулка вдоль берега, обед в кафе, пятичасовая экскурсия на КБЖД… и возвращение в Иркутск к суровой реальности: небольшой провинциальный аэропорт, отсутствие билетов, негде поспать, неговоря уже о выпить ночью кофе. Несколько часов сна на неудобных лавках, попытки пройти регистрацию без билетов, моё решение лететь из Новосибирска. Далее идут нескончаемые километровые столбы вдоль транссиба, нетрезвый проводник в поезде Нерюнгри—Новосибирск, станции Зима и Тайга; из попутчиков: болтливая писательница и молчаливый школьник старших классов, чем-то напоминавший мне Данилу Потапова; затем Новосибириск, который я так и не посмотрел иначе, кроме как из окна маршрутки (единственное, о чём жалею за всю поездку), ещё одна ночь в аэропорту и, наконец, Москва, родная Москва. Зи енд.

Считая шпалы