В университете одной из стран, где обучается много иностранных студентов, на одной из лекций профессор задаёт студентам задание: написать эссе на тему «Каково ваше мнение о нехватке еды в других странах?» В аудитории лес рук: студенты хотят задать вопросы.

Негры: «А что такое еда?»

Итальянцы: «Что такое нехватка еды??»

Американцы: «Что такое другие страны?»

Китайцы: «А что такое своё мнение?»

Этот анекдот нам рассказали наши друзья из Гонконга, когда мы сидели выпивали в баре в Шеньжене. Хоть это вроде бы и шутка, она в хорошей степени отражает действительность.

Мы перешли мост через реку и прошли сквозь ворота. Где мы стоим — Китай, а за забором остался Непал.

Забор, кстати, заканчивается очень быстро. Овцы, ослы и прочие контрабандисты в Китай уходят, разумеется, не через ворота, а через горы правее.

На Китайской стороне стоит палатка для ожидающих своего гида и китайских пограничников туристов. Если бы был дождь или сильный ветер, мы переждали бы непогоду внутри.

Чтобы пересечь тут границу официально и без последствий, надо созвониться с тибетским гидом, который ждал нас в Буранге (он же Таклакот). Он приходит в местную пограничную службу и забирает оттуда с собой на границу одного служаку. В Шере с военной базы к нему присоединяется ещё один служака. И вот вся эта бригада подъезжает к забору, около которого мы ожидаем.

В первую очередь надо показать визу — такую вот бумагу; все штампы ставятся только на неё, а паспорта остаются девственно чистыми. К слову, сразу скажу, что когда мы выезжали из Шеньженя в Гонконг, местные пограничники, наверное, впервые увидели такую бумагу и минут 15 просто не знали что с нами делать, обсуждали варианты всей бригадой, кому-то позвонили, и только после этого, как и положено, просто отдали наши паспорта и пропустили.

Дальше начинается самый цирк — досмотр багажа и ручной клади. В первую очередь их интересует запрещённая литература и фотографии Далай Ламы. Напомню, что в Тибет запрещён ввоз путеводителей LP (Lonely Planet) по Непалу, Китаю и Тибету (в них есть главы с неприятной официальному Китаю точкой зрения на захват Тибета и некоторые фотографии). Каждая книга просматривается постранично в поисках запрещённых картинок, если книга на английском и без картинок, изучаются заголовки. Если у вас найдут запрещённые материалы, их изымут. Наказание зависит от того, какие именно запрещённые материалы у вас нашли. Если это обычный LP, то из него вырежут «неправильные» страницы и отдадут его, вас пропустят дальше. Впрочем, пропустят дальше вас, наверное, в любом случае, но если у вас найдут пачку фотокарточек с Далай Ламой, то въезд в Китай и Тибет в дальнейшем вам будет закрыт.

При всём при этом досмотр багажа и проверка документов на границе занимает не больше 20 минут. Меня попросили включить ноутбук, но я показал на значок «Low battery». Китаец задумался, потом просто спросил, что у меня внутри. Ответ «личные документы» его вполне устроил. У Миши просмотрели все фотографии на фотоаппарате и попросили удалить некоторые из последних, сделанных в сторону границы с Китаем. Жаль, что Canon исправила следующую фичу: раньше, если у вас стоял режим сохранения фотографий «RAW+JPG», то при удалении фотографии удалялся только JPG-файл, теперь же удаляется всё честно. У Ивана были бегло просмотрен список файлов на видеокамере. И это всё потому, что их фотоаппарат и видеокамера, равно как и мой ноутбук лежали в багаже, и при досмотре погранец на них сразу же натыкался. Мой фотоаппарат никто досмотреть не догадался, потому что он всё время просто висел у меня на плече.

Опасения китайских погранцов были не напрасны: запрещённые материалы у нас были. У меня — 3 фотографии Далай Ламы, у Миши — небольшая книжка с его речами. Мы долго думали, куда их спрятать, и сошлись на том, что лучше всего — на себе. Книжка пошла на живот, а фотографии — в носки. Внимание, не рекомендую поступать точно так же и провозить какие-либо запрещённые материалы! В случае «провала» «операции», проблемы на ближайшие несколько часов обеспечены!

Как я написал выше, первая часть пограничного контроля у забора проходится минут за 20. Дальше грузимся в машину: водитель и погранец впереди, мы втроём назад и гид в багажник и едем в Пуранг (20 км). Самый цирк всё же ещё впереди!

В Пуранге нас привозят на пограничный контроль. Здесь багаж ещё раз проверяется, но уже сканером. Потом медицинский контроль: сканер меряет вашу температуру и что там ещё он умеет делать. Ну и апофеозом всего является момент, когда мужчина в полном костюме химической защиты выходит и разбрызгивает на ваш багаж какую-то жидкость «для дезинфекции»!

После этого один погранец с вашими паспортами куда-то уходит, а вы можете смело отправляться обедать. Как раз к концу обеда паспорта с визой ваш гид приносит обратно, можно двигаться в путь. Остаётся ещё только последняя проверка на самом выезде из Пуранга. Здесь сидит какой-то маленький полицейский и «держит» шлагбаум. Сам он ничего сделать не может, поэтому звонит полицейскому постарше чином, тот через некоторое время приезжает, заканчивает оформление каких-то бумаг и отпускает вас с миром.

Совсем недалеко на горе расположены руины замка.

Наша дорога лежала к священным озёрам Ракшас и Манасаровар.