Вернёмся в Тибет, ибо предыдущие несколько дней показали, что ни Тула, ни корабли в поле около Зеленограда абсолютно никому неинтересны.

Дарчен — абсолютно никчёмное, грязное селение, которое было бы совершенно никому неизвестно, если бы не близость к горе Кайлаш. Оно существует только благодаря тому, что тысячи паломников из Китая, Индии и со всего мира ежегодно начинают и заканчивают здесь кору и вынуждены остановиться здесь хотя бы на одну ночь.

Сюда пока ещё не построили нормальную дорогу из Лхасы (хотя строительство и ведётся, оно закончится окончательно, наверное, года через 2; хорошая дорога построена уже в сторону Али и дальше в Синьцзян), здесь пока ещё нет постоянного электричества (только от генератора или солнечных батарей), нет сбора мусора и канализации.

Добраться в Дарчен стало несколько проще после того, как 1 июля в Али заработал гражданский аэропорт (рейсы выполняются из Лхасы авиакомпанией Air China). От Али до Дарчена потом чуть больше 220 километров (то есть около 4 часов в пути, дорога-то хорошая здесь уже есть), но для туристов этот вариант получается весьма накладным: туристическая инфраструктура в Али слабо развита, поэтому найти водителя с машиной на месте для агентства может оказаться сложной задачей, плюс необходимо будет оплатить дорогу и гиду, который уж точно будет из Лхасы. Поэтому требуется отправить гида с водителем из Лхасы сюда и обратно на машине, но без вас. Если вы не готовы ехать в каждую сторону по 4 дня на машине (быть может, когда достроят дорогу из Лхасы, можно будет сократить это время до 3 дней), то такой вариант имеет право на рассмотрение, но он получится неоправданно дорог.

Дарчен стал третьим местом на нашем пути, где нам просто пришлось убить целый день. Мы приехали сюда утром от Chiu monastery на оз. Манасаровар и заселились в какой-то гестхаус. Я бы вам советовал заранее попросить агентство забронировать для вас гестхаус получше, потому что то место, куда поселились мы, было просто ужасно. Крыша в коридоре протекала постоянно, в одной из комнат крыша протекала прямо на кровать, в другой дверь была вынесена с петель. Электричество давали с 10 до 12 вечера.

Сотовая связь в Дарчене работает, gprs работает. Офис China post построен, но был постоянно закрыт. Есть несколько «ресторанов»; люди в них в основном пьют. Есть несколько магазинчиков с сувенирами, батарейками и прочей мелочью.

Из Дарчена при хорошей погоде видна южная грань Кайлаша. Нам она показалась лишь ненадолго во второй половине дня.

После обеда погода чуть улучшилась, и мы выбрались на небольшую обзорную прогулку. Прошлись до клиники тибетской медицины, ступы, прошлись по окраинам. Всё вокруг навевало уныние.

Я давал советы о том, как постараться исключить бесполезное времяпрепровождение в Непалганже и на границе Непала с Тибетом, но день ожидания в Дарчене исключить никак нельзя: пока вы будете искать, чем заняться, вашему гиду требуется оформить некоторые документы, нанять носильщика(ов)… Если приехать сюда поздно вечером, всё это сделать будет уже нельзя.

Пережив день в Дарчене, на следующий день мы начали обход священной горы Кайлаш.