Продолжим познавательные путешествия по заброшенным железным дорогам. Напоминаю, что первая часть была про Танзанию, но тогда мне было лень искать исторические детали, а сейчас я продвигаю «интеллектуальный туризм», поэтому без фактов никуда. Надеюсь, будет интересно.

Итак, сперва, как и обычно, взглянем на карту.

Как мы видим, из России можно добраться до Турции по железной дороге не только через Болгарию, но и через Армению! Представьте себе такой ультравосточный экспресс из Москвы в Анкару или даже Стамбул через всю территорию Турции, пользующийся популярностью у туристов несмотря на свою баснословную стоимость. Или представьте, какой потенциал для грузовых перевозок имеет эта железнодорожная ветка. Можно придумать много вариантов её использования. В общем, непаханое поле для инвестиций.

Так как же это обстоят дела на самом деле?

Так как я только тренируюсь в «интеллектуальном туризме», позволю себе просто перефразировать информацию из википедии, благо она на самом деле достаточно информативна. Железная дорога из Гюмри в Карс была построена ещё во времена существования Российской Империи для обеспечения российской армии, которая на протяжении XIX века вела многочисленные войны с Турцией. Сам город Карс захватывался русскими пару раз, но наибольшее время был в наших владениях в период с 1878 по 1917-й годы. В это время, видимо, железная дорога построена и была.

После окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции по пока неуяснённым мной причинам часть территории бывшей Российской Империи была передана Турции, в том числе и город Карс вместе с каким-то участком железной дороги до него.

Википедия заявляет, что после этого железнодорожное сообщение между СССР и Турцией существовало с 11.10.1961 по 6.7.1993, но было остановлено в связи с очередными войнами и политическими конфликтами.

Дальше покажем, что во многом цитируемая мной статья из википедии (ссылка специально на текущую версию статьи) не совсем соответствует действительности и на самом деле просто устарела.

«На данный момент между высшим руководством двух стран (Армении и Турции) ведутся переговоры по поводу открытия границы и по некоторым источникам, граница может быть открыта уже осенью. Россия прямо заинтересована в открытии границы и открыто лоббирует её открытие.»

Ага, скажите, зачем сейчас это России может быть нужно, если у России нет связи с этой железной дорогой? Поезда по ветке через Абхазию по понятным причинам не ходят, граница между Арменией и Азербаджаном, с которым Россия тоже связана, закрыта на замок. Так что пользы в её открытии для России нет сейчас никакого, свои грузы мы по ней перевозить не сможем.

К тому же, на данный момент контакты между правительствами Турции и Армении вновь приостановлены.

«В настоящее время ремонтно-строительные работы идут на погранично-пропускных пунктах на территории Армении Были заменены некоторые элементы верхнего строения пути, для того, чтобы обеспечить движение на станции Ахурян, установлены опоры контактной сети.»

«Поменяли 1500 шпал из необходимых 5000.»

«Очистить пути от травы, смазать стрелки, что-то подкрасить или прибить, покормить единственных охранников хозяйства — трех псов. В общем дорога готова к открытию и вопрос её открытия является чисто полиитческим.»

«У армян есть возможность запуска крана для замены колесных пар. В любом случае, сотрудники станции не сидят сложа руки.» (Ранее в этой же статье указывается, что турки заменили широкую колею на узкую со своей стороны.)

Что-то у меня нет фотографий этих кранов, но, думаю, вы сами всё поняли… Дело в том, что как только я на станцию Ахурян приехал, бдительный смотритель мне заявил, что фотографировать здесь нечего, ничего интересного нет (тут он в чём-то прав), и ему может попасть от начальства. Не стал дальше испытывать его добродушие и удалился. Расспрашивать тоже не стал, ещё вдруг за турецкого шпиона принял бы.

Но вот и сама станция Ахурян. Кстати, вы поняли, ветка-то недействующая, но смотритель на станции есть! Может, не всё так плохо?

Но ближайший «Сапсан» здесь проедет явно не скоро…

Для начала надо железнодорожные переезды хотя бы оборудовать, а не «подкрасить и прибить».

«ЗАО «ЮКЖД» уже заявило о том, что готово открыть движение по переходу Ахурян (Армения) — Догукапи (Турция), который расположен на железной дороге Гюмри — Карс.»

Надеюсь, что продолжение этой истории следует. Рад любым замечаниям и добавлениям по существу.

Напоминаю, что использование материалов в коммерческих целях возможно только с согласия автора (меня).