Сложно собрать достаточно информации и рассказывать отдельно про каждую церковь или монастырь, поэтому проведу небольшой дайджест по тем, что довелось увидеть мне. Напомню, что особняком всё-таки стоит подземный храм дедушки Левона, про который я писал не так давно.

Армения — первая страна в мире, принявшая христианство. Это произошло в 301 году, на несколько десятилетий раньше Грузии и Византийской Империи и на почти 7 веков раньше Киевской Руси.

Первая увиденная мною армянская церковь в живую была в Вагаршапате (Эчмиадзине). Я въехал в город со стороны аэропорта в свой первый день в Армении и через несколько сот метров увидел церковь св. Рипсиме, которая была построена в 618 году. Кстати, несмотря на сходство большинства армянский церквей между собой, эта мне понравилась больше других.

На ступенях на фоне гор сидела бабушка и грелась на солнце, напротив сидели охранники. В целом, было очень малолюдно. 28 января — день армянской армии, государственный праздник.

Спустя ещё несколько сот метров находится церковь св. Шогакат, построенная «всего лишь» в XVII веке. Она плохо видна с дороги, поэтому легко можно проехать мимо. Небольшая, аккуратная, тоже смотрится очень выигрышно.

На её стенах, как и на колоннах Персеполиса, путешественники прошлых времён оставляли свои автографы. Особенно много их приходится на конец 40-х годов прошлого века.

Около входа находится могила Авраама III, католикоса всех армян.

Однако Вагаршапат в основном привлекает за счёт своего кафедрального собора, впервые построенного в 303 г., когда Вагаршапат был столицей Великой Армении. В дальнейшем, разумеется, он не раз реконструировался. Этот монастырь является историческим центром армянской апостольской церкви. Сейчас здесь находится резиденция каталикоса всех армян.

Неизвестный художник рисует картину. По-моему, он немного увлёкся в придумыванием деталей, которых нет.

Зайдём внутрь. В армянских церквях, как и во многих других, весьма демократичная обстановка. Женщинам, хоть и положено покрывать голову, некоторые этого не делают. Знак «фотографировать нельзя», конечно, висит, но никто ругать за съёмку не будет.

В который раз убеждаюсь, что более старпёрской церкви, чем русская православная, не существует. Мусульмане фотографируются внутри своих мечетей на мобильный телефон, ещё и со вспышкой, армянки не покрывают голову, европейцы разговаривают внутри церквей по мобильному телефону,  а в процессии в польском костёле в Сербии один из священников нёс видеокамеру. В русской же православной церкви любое неверное движение вызовет праведный гнев сотен набожных бабок.

Что ещё у нас могли бы позаимствовать у той же Сербии или Армении, так это как ставить свечки: они ставятся в ёмкость, заполненную песком или со специальными отверстиями, залитыми водой. Очень удобно, что не надо оплавлять обратный конец, чтобы свечка держалась, огарки легко убирать и весь подсвечник не залит тоннами абсолютно безобразного по виду расплавленного воска. Кстати, в армянских церквях почти нет иконопочитания и разных мест, чтобы ставить свечи за здравие и за упокой.

Но, поедем дальше. По дороге на Гюмри есть указатель на место, откуда можно наблюдать руины древнего города Ани, ныне находящегося на турецкой территории, а в годы советской власти его посещение регулировалось специальными соглашениями. Отсюда кроме древнего города видна и одинокая армянская церковь, сейчас находящаяся в Турции. Буду в тех краях — постараюсь подъехать поближе. Граница-то вот она.

Собор в Гюмри, Yot Verq. По архитектуре отличается от других армянский церквей, но всё равно является армянской.

На этом фотографии, сделанные в первый день и, соответственно, в солнечную погоду, заканчиваются. На следующий день я сначала доехал до Гегарда. Здесь осенью проводят единственные в христианских церквях жертвоприношениях. Священник освящает барана, которого приносят в жертву в ознаменование хорошего урожая. После мясо варят и небольшими кусочками раздают нуждающимся и туристам.

Про озеро Севан и монастыри на нём я уже чуть-чуть рассказывал, только фото (Айраванк и Севанаванк):

На третий день мы направились в Хор Вирап и Нораванк. В хорошую погоду здесь открывается изумительный вид на Арарат. Нам он тоже был чуть-чуть виден, но на фото его уже не разглядеть.

Хор Вирап на армянском означает «глубокая яма». Здесь святой Григорий провёл в заточении 13 лет, прежде чем излечил от роста свиных ушей за грехи свои тогдашнего царя Армении Трдата III. Сразу после этого Трдат принял христианство и обратил в христиан всех армян. Правда, не все языческие обряды удалось искоренить, как, например, жертвоприношения, о которых я написал чуть выше. Ну, так и везде: Масленица, Иван Купала тоже ничуть не христианские праздники.

Было воскресенье, в церкви проводилась служба. Как видно, интерьер армянских церквей весьма скромен. Не так давно внутри начали появляться лавочки, как у католиков.

Армянская церковь на протяжении долгих веков выполняла не только религиозные, но и социальные и государственные функции. С потерей армянами своей государственности, церковь позволила армянам, находящимся под властью других народов, сохранить свою культуру. В церковь приходили не только молиться, но и обмениваться новостями, просто общаться.

Отсюда видно 4 страны: Армению, Турцию, Азербаджан (Нахичевань) и Иран. Граница между Арменией и Турцией проходит в нескольких стах метров.

Норванк находится приблизительно в часе езды. Поворот хорошо обозначен, проехать сложно. Дорога до монастыря проходит через живописное ущелье, где на скалах проходили чемпионаты СССР по скалолазанию.

Нораванк означает «новый монастырь», но новый он с большой натяжкой: был основан в XIII веке. Воссоздан уже в советское время, так как долгое время находился в состоянии руин. Весьма любопытно, что в Армении в годы советской власти не было гонений на религию, и монастыри не разрушались, а восстанавливались.

Монастырь любопытен тем, что одна из церквей несёт на себе уникальный барельеф — единственное в христианской архитектуре изображение Бога-Отца, держащего в руках голову то ли Адама, то ли Иоанна-Крестителя. Слева от него — голубь, символ Святого духа, а справа — распятый Иисус.

Вообще, красивое место.

На четвёртый день был сильный туман, помимо церкви св. Месропа Маштоца в Ошакане, фотографии которой невыразительны вообще, мы доехали до монастыря Сагмосаванк, находящегося на краю живописного ущелья. Но, повторюсь, был сильный туман…

В пятый день был храм дедушки Левона, а в последний — монастырь в Цахкадзоре. Здесь мы пробыли минут десять, а потом очень сильно замёрзли на канатной дороге на горнолыжном курорте. Фотоальбом из Цахкадзора можно посмотреть на Турбине.ру.

Вот такой дайджест получился.