Проснувшись с утра в отеле, я прекрасно себя чувствовал. Хороший сон, парацетамол и пиво полностью меня вылечили и дальше я прекрасно себя чувствовал все оставшиеся 12 дней. (Предыдущая запись дневника уже была достаточно давно, поэтому напоминаю, что весь предыдущий день в Анкаре чувствовал я себя из рук вон плохо.) Мы позавтракали хорошим сытным завтраком, которого нам хватило потом до самого ужина. В этот день мы потом ели только тем, что купили вчера в магазине как продукты в дорогу: хлеб с шоколадной пастой, какую-то жуткую колбасу, напоминавшую колбасу из конины, которую я ел в Монголии, курагу, бананы…

Решили сэкономить и дойти до прокатной конторы пешком. Зря: блуждали пешком достаточно долго, лучше бы взяли такси, оно стоило бы лир 5 (100 рублей). В итоге выехали минут на 40 позже графика, хотя в этот день это особой роли не сыграло: везде, где планировали, мы побывали, а куда не пошли — было просто лениво. Подписали все нужные бумаги в конторе, получили ключи, погрузили багаж… Активная часть путешествия началась! В такие моменты я всегда очень сильно радуюсь. С огромным удовольствием я сел в водительское кресло, повернул ключ зажигания и поехал… Саша настраивал навигатор, музыку. Большую часть путешествия мы придерживались следующего правила: водители меняются каждые 300 км пути, вне зависимости от того, был ли перерыв на ночь, качества дороги и т.п. Начинал как первый водитель я, заканчивать получилось тоже мне, но в последние несколько дней мы менялись с ещё более простой очерёдностью: день Саша, день я, день Саша, день я.

Турецкие дороги прекрасны. Ещё бы, с такими акцизами на бензин можно застроить всю страну автобанами. Первые точно минут 30 мы ехали в сопровождении полицейской машины: ехала она достаточно бодро, даже с превышением, и обгонять её мы не решались. Да и привыкнуть к машине надо было. Как тогда сказал Саша, ничто не дисциплинирует водителя так, как полицейская машина впереди (правда, позже эту мудрость мы модифицировали ещё). Потом таки мы обошли её и быстро оторвались.

Наш путь лежал в Каппадокию мимо солёного озера Туз; в засушливое время года его солёность превышает солёность Мёртвого моря! Прекрасной, как видите, была и погода. Нам невероятно повезло, но такой она оставалась до того самого момента, как мы доехали до Арарата!

Спустя ещё час с небольшим, мы были уже почти в Каппадокии. Показались снежные вершины, а около дороги попадались типичные турецкие сёла Центральной Анатолии (заглавное фото). Пейзаж с равнинного сменялся на горный.

И вот около посёлка Селим мы впервые увидели типичные для данной местности вулканические образования. Ещё через несколько сотен метров справа находилась гробница султана, а слева — первые посещённые нами христианские пещерные монастыри. Перед нами открывался вид на долину Ихлару…

Мы купили билеты на посещение пещерных церквей и долины и посмотрели там достаточно много. То есть там, где пещерные церкви мы посмотрели всё, я даже с трудом нашёл дорогу вниз и был в некотором замешательстве, так как точно по ней не поднимался. А в долине мы гуляли около двух часов. Солнце уже клонилось к закату, было очень красиво.

Вернулись к машине и поехали по дороге, ведущей вдоль каньона. Вниз больше решили не спускаться, хотя, вероятно, такая возможность ещё была. Но дно ущелья уже было в тени, красивые виды открывались только сверху. В каком-то месте была возможность это самое ущелье пересечь, что мы и сделали. Выбрались наверх, взяли курс на окрестности подземного города Деринкую, который планировали осмотреть на следующий день утром, и в спокойном режиме доезжали день по ровной дороге.

Темнело в Турции рано: ещё раньше 18:00; но и светало тоже рано. Очень непривычно было перестроиться на такой график. Спасало то, что в Москве хоть на час позже уже было. Место для ночёвки с палаткой выбирали уже затемно: увидели небольшую дорогу, ведущую в поле, отъехали от главной дороги метров 200 и в свете фар разбили палатку, в машине поужинали той едой, которую купили прошлым вечером в магазине.

Я очень хотел как-нибудь красиво заснять звёздное небо, которое проявилось над нами, но планы смешала луна: она была растущей и в это время оказалась почти в зените. Во все следующие дни луна только росла, и никакого звёздного неба у меня не получилось. А потом и вовсе погода испортилась.

(ISO 200, f/11, 230 s, subj. distance ∞, FL 18 mm.)

Холодало…

Сашина версия рассказа здесь: http://toinvent.livejournal.com/28056.html.

P.S. В режиме такого повествования стало сложнее вставлять больше фотографий. Поверьте, стараюсь отбирать для записей всё самое лучшее, а фотоальбомы вы можете посмотреть на Турбине.ру в дневнике моего путешествия, вот, например, фотоальбом про долину Ихлару.

Долина Ихлара

08.04.2011, texnic

Долина Ихлара — живописное место, не столь облюбованное тысячами туристов, как окрестности Гёреме. Она начинается как глубокий каньон на юге около одноимённого посёлка и заканчивается около посёлка Селим, о котором я создавал отдельный фотоальбом: Селимский собор и гроб султана. Вход в долину стоит 5 лир, можно пройти пешком хоть все 10 км с севера на юг, но смысла в этом, по-моему, мало. С северной части основные интересные места находятся в пределах 2 км от входа; южную часть, где каньон…

P.P.S. Друзья, кто высказывал мнение, что одни из моих предыдущих записей ну слишком изобилуют ссылками на Турбину! В таком формате (врезка в самом конце) её упоминание нормально?