Повторю теперь целиком маршрут нашей поездки по дням с комментариями и советами по планированию и альтернативными «фото дня» из числа тех, что ещё не публиковались у меня в журнале. Так как самые лучшие фото я уже опубликовал, то не обессудьте.

На этой карте обозначен наш реальный маршрут. Метками обозначены: Стамбул, Анкара и места ночёвок в палатке. Города ночёвок не в палатке: Татван, Ыгдыр, Карс, Эрзурум, Самсун.

День 0. Перелёт Москва — Стамбул. Нет, я понял, что мне определённо больше нравится прилетать в Стамбул утренним рейсом и после него прогуляться пешком от Аксарая до Султанахмета (если количество багажа позволяет), неспеша заселиться в гостиницу, пообедать-поужинать, погулять ещё на закате, выпить чего-нибудь эдакого и лечь спать. А на следующий день утром уже можно или продолжить прогулку по Стамбулу, или поехать куда-то дальше: Бурсу, Анкару, обратно в аэропорт (если стыковка ночная).

День 1. Прогулка по Стамбулу. Часто приходится видеть в интернете вопросы типа: «Будем 1/2/3/5/7 дней в Стамбуле. Много это или мало? что посмотреть?» Сложно отвечать на этот вопрос, особенно когда был там уже 4 раза и каждый раз находил что-то новое. Но тем не менее я как не мог сидеть в одном городе несколько дней, так и не могу. Поэтому оптимально, на мой взгляд, для первого раза в Стамбуле пробыть 3-4 дня, а в следующие возможные короткие заскоки устранять пробелы. Так в этот раз у меня и получилось.

День 2. Анкара. Я всё равно буду советовать, что на тратить на Анкару целый день — не стоит. Её можно успеть посмотреть и за полдня. Только как это лучше провернуть я затрудняюсь ответить. Будем исходить из предположения, что вы приезжаете в Анкару поездом или автобусом. Поезда и автобусы бывают ночные, приезжающие в Анкару рано утром, и условно дневные, выезжающие из Стамбула рано утром и приезжающие в обед. Так вот, если приезжать в Анкару рано утром, то уже в обед можно взять машину и поехать отсюда в Каппадокию, куда приехать к вечеру и сразу заночевать, а на следующий день её изучение начать с самого утра, а не как мы — с послеобеденного времени. Выезжать в Анкару утром из Стамбула и приезжать в обед — для меня такая же бессмысленная трата времени и денег, но кто-то ведь не может спать сидя в поезде ночью… Тогда маршрут сравнивается с нашим.

День 3. Дорога в Каппадокию мимо солёного озера Туз, 311 км на машине. Здесь всё просто: отличное шоссе ведёт к Аксараю, ехать одно удовольствие, никаких проблем. За этот день мы успели посмотреть долину Ихлару, да и то не всю. Если предположить, что вы уже рано утром где-то здесь проснулись, то будем считать, что вы просто гораздо лучше и неспешней её изучили плюс какие-то окрестности.

День 4. Каппадокия, 456 км на машине. Да, Каппадокия достойна отдельной поездки на несколько дней, но формат нашего путешествия предполагал, что мы лишь познакомимся с самыми известными её местами. Безусловно, за 1 день это сделать реально, если вы преследуете те же цели. Если вы хотите пробыть в Каппадокии несколько дней, я бы советовал заранее хорошо всё распланировать, иначе можно или что-то не успеть, или успеть слишком много (шутка, так точно не получится).

Над маршрутом дальше нам пришлось поработать. На юго-востоке Турции мы хотели обязательно посетить Немрут Даги, Шанлыурфу, Харран, Мардин, Диярбакыр. Остальные же возможные интересные места вдоль дороги — опционально. Можно было поехать на юг в Адану (260 км) или на восток в Малатью (380 км). В обоих случаях ехать пришлось бы поздно вечером. Одним из ключевых условий ещё было не ехать по одной и той же дороге дважды. Поэтому, если бы мы поехали в Адану, то из Аданы мы поехали бы в Немрут Даги с юга и оттуда в Шанлыурфу возвращались бы той же дорогой, а иначе другой дорогой уехали бы сразу в Диярабакыр. Пропустить Шанлыурфу, Харран и Мардин мы не могли, поэтому выбрали дорогу на Малатью. Смущало только то, что вдоль неё самого этого Немрут Даги нигде не значилось ни одной достопримечательности (то есть целых 500 км), в то время как дорога через Адану проходила мимо нескольких старых замков.

На Малатью ехали в ночь, останавливаться решили в палатке где-то на середине пути между Кайсери и Немрутом, чтобы назавтра в Немрут приехать около полудня. Вообще говоря, ездить в темноте рекомендовать в общем случае не могу. Ничего хорошего в этом нет, но касательно данной дороги сильно сомневаюсь, что мы пропусили что-то интересное. Этот перегон можно делать затемно.

День 5. Немрут Даги, Шанлыурфа, 562 км на машине. С этого дня начинается небольшая рассинхронизация желаемого с действительным. Опишу ещё раз как это мы хотели, как это было, и как бы я это сделал в следующий раз.

Не знаю, стоило вчера вечером проехать побольше. С одной стороны, дорога горная и серпантин, да и не сделали бы пары десятков очень красивых фотографий, а с другой — возможность оказаться ближе к Немрут Даги. Если предположить, что остановились мы на ночь всё там же — около посёлка Dervişçimli, — то вставать надо было раньше. Вообще говоря, вставать нам следовало бы раньше во все дни, но перестроиться на режим ложиться в 20:00 и вставать в 5:00 сложно (в 6:00 уже совсем светло). Поэтому если бы всё пошло по плану: мы выехали на час раньше, не ошиблись с маршрутом и не дали крюк к водохранилищу в 100 км и 3 часа драгоценного времени, то часам к 10 утра приехали бы мы в Немрут, а к 11 утра из него бы уже уехали.

К часу дня были бы в Шанлыурфе. Вообще говоря, здесь же лучше и заночевать, хотя мой первоначальный план предполагал заехать на закате в Харран и даже проехать по трассе чуть дальше в сторону Мардина. Получилось заночевать у самого Харрана, оставив его осмотр на утро. Так если всё равно оставлять Харран на утро, зачем ночевать около, когда можно остаться на ночь в самой Шанлыурфе? Тем более, что Шанлыурфа однозначно заслуживает больше внимания, чем нам удалось ей уделить.

День 6. Харран, Мардин, Диярбакыр, Татван, 572 км на машине. Очень насыщенный и длинный день получился. Посещение городов получилось скомканным, хотя и всё равно оставило замечательные впечатления. Оптимальней было бы а) не тупить с утра, когда так получилось, что минут 40 я искал выезд из окрестностей Харрана на нормальную дорогу, опять спасибо навигатору; б) остаться в Мардине наподольше и изучить его тщательней; в) в Диярбакыр приехать чуть попозже, но в нём и заночевать, а потом и утро посвятить тоже ему.

День 7. Ван, Ыгдыр362 км на машине. Из нереализованного в этот день: Догубаязит и крепость около него. Можно было остановиться на ночь в Догубаязите и крепость посмотреть с утра, но мы решили проехать чуть побольше.

День 8. Карс и окрестности446 км на машине. День получился достаточно насыщенным и удачным: и около Арарата покрутились, и церкви разные посмотрели, и по Ани побродили. Если бы не тратили бестолково время на попытки прорваться в Азербаджан и не потерялись бы в Ани, потеряв ещё один драгоценный час, то и Карс бы вечером посмотрели, и не пришлось бы смотреть его с утра.

День 9. Дорога Карс — Юсуфели — Эрзурум385 км на машине. Над этим участком пути нам тоже пришлось поломать голову. Дороги в этой части Турции в LP описываются как «самые красивые во всей Турции», поэтому надо было не прогадать. Варианты были такие.

Во-первых, ехать напрямую 200 км из Карса в Эрзурум по скучной дороге. Но тогда, скорее всего, мы захотели бы уехать в этот же день дальше, но не напрямую в Трабзон, а через Юсуфели и Артвин к границе с Грузией, по тем самым живописным дорогам; где-то на половине пути переночевать и через Ризе приехать в Трабзон. Вариант отмели, так как поняли, что по такой погоде никаких плантаций чая в Ризе нам не светит, надо было бы из Эрзурума ехать сразу на Трабзон, пропуская много интересного, а смысла ехать дальше в тот же день никакого — по времени не укладывались, разве что ночевать на полпути до Трабзона. Он мог бы иметь смысл, если бы а) дольше смотрели бы Карс с утра; б) в этот же день после обеда посмотреть на Эрзурум, чтобы на следующий выехать совсем рано, опять же, если бы было куда торопиться. Например, если заезжать по всем встречающимся в этой части Турции коричневым указателям, то можно весьма существенно снизить среднюю скорость продвижения из А в Б.

Во-вторых, можно было ехать в Эрзурум через Юсуфели, а на Трабзон из Эрзурума ехать прямой дорогой. Так мы и сделали. Получилось достаточно оптимально по времени: эта дорога из Карса в Эрзурум занимает весь день: выезжали из Карса в 10:30, в Эрзуруме были затемно.

В-третьих, можно было вообще из Карса сразу ехать в Ризе через Юсуфели и Артвин, но не посетить Эрзурум было бы непростительно, про бесперспективность посещения плантаций чая в Ризе уже писал. Осенью, быть может, посетим.

Смешивание вариантов привело бы к тому, что по какому-то участку ехали бы дважды.

День 10. Эрзурум — Трабзон411 км на машине. Достаточно удачный день и оптимальный маршрут: Эрзурум посмотрели, по дороге места разные чуть-чуть посмотрели, монастырь Сумела посмотрели, в Трабзоне были затемно, закупились продуктами и отъехали переночевать за город.

День 11. Трабзон, Орду, Самсун348 км на машине. Трабзон и Самсун достаточно скучные города и смотреть там особо нечего; в Трабзоне так достаточно вообще только Айя Софию посмотреть, а зная точно её расположение, даже не надо уходить с трассы; в Самсуне тоже ничего интересного. Дорога вдоль побережья тоже скучна. Так что в теории можно смело пробовать выезжать пораньше, останавливаться поменьше и доехать вообще до Синопа, который посмотреть на следующий день до обеда.

Все фотографии из этого дня я уже публиковал, а намеренно повторяться не хочется, хотя некоторые фотографии из этой записи уже и проскальзывали раньше.  Но это по невнимательности.

День 12. Синоп384 км на машине. Из посещённых черноморских турецких городов Синоп — самый интересный, здесь оказалось легко потратить больше времени, чем планировалось. В принципе, если не надо было ехать дальше, то могли попробовать потратить и ещё. Вариантов отъезда из Синопа было два: на Анкару и продолжить изучение побережья, на Амасру. Дорога до Амасры оказалась длинной, а ни денег на бензин, ни большого желания уже на оставалось, поэтому решили ехать на Анкару. Заночевали где-то по дороге, пришлось опять искать место для ночлега вслепую. Ночевали вроде после города Боябат. Теоретически, можно было порулить ещё, только смысла не было: дорога плохая, до какого-нибудь отеля всё равно бы не доехали.

День 13. Богазкале, Анкара, 423 км на машине. Отличное завершение маршрута: и ещё одну достопримечательность посмотрели, и доезжали не в ночи: когда мы сдали машину было ещё светло (лучше было бы темно: может царапину не заметили бы). Остаётся несколько часов в городе перед ночным поездом, чтобы погулять, покушать, выпить.

Итого пробег, если просуммировать все цифры сверху: 4660 км. Расходится с реальным пробегом по одометру в 4871 км на 211 км, которые, видимо, ушли на кругаля по городам, поиски дороги и другие мелочи.

День 14. Стамбул. День отдыха в Стамбуле после поездки — обязательный пункт программы, что тут добавить. Как раз досматриваем то, что не успели посмотреть в предыдущий раз. Вечерне-ночной рейс на Москву.

Резюме. Не могу советовать при планировании маршрута по Турции закладывать на день сильно больше 400 км, хотя, как видите, всё реально, да и если ехать летом, то темнеет позже, в световой день можно успевать больше, чем мы. Но уж что точно, такие подвиги, как почти 600 км за день повторять не стоит. Одновременно с этим, я лично считаю, что 300 км это слишком мало для дневного пробега в автопутешествии. В первый день нашего пробега мы проехали 311 км и при этом начали маршрут поздно: позже 10:00, достаточно погуляли пешком по Ихларе, часто останавливались и закончили аккурат с закатом, но это всего 6 вечера! Заставить себя лечь спать в это время просто невозможно, а если останавливаешься в палатке, то делать решительно нечего.

Буду рад ответить на любые вопросы касательно планирования автопутешествия по Турции.