Вс 12 Июн 2011
Другая Турция. План поездки почти кратко
Posted by Boris under Путешествия
[5] Comments
Повторю теперь целиком маршрут нашей поездки по дням с комментариями и советами по планированию и альтернативными «фото дня» из числа тех, что ещё не публиковались у меня в журнале. Так как самые лучшие фото я уже опубликовал, то не обессудьте.
На этой карте обозначен наш реальный маршрут. Метками обозначены: Стамбул, Анкара и места ночёвок в палатке. Города ночёвок не в палатке: Татван, Ыгдыр, Карс, Эрзурум, Самсун.
День 0. Перелёт Москва — Стамбул. Нет, я понял, что мне определённо больше нравится прилетать в Стамбул утренним рейсом и после него прогуляться пешком от Аксарая до Султанахмета (если количество багажа позволяет), неспеша заселиться в гостиницу, пообедать-поужинать, погулять ещё на закате, выпить чего-нибудь эдакого и лечь спать. А на следующий день утром уже можно или продолжить прогулку по Стамбулу, или поехать куда-то дальше: Бурсу, Анкару, обратно в аэропорт (если стыковка ночная).
День 1. Прогулка по Стамбулу. Часто приходится видеть в интернете вопросы типа: «Будем 1/2/3/5/7 дней в Стамбуле. Много это или мало? что посмотреть?» Сложно отвечать на этот вопрос, особенно когда был там уже 4 раза и каждый раз находил что-то новое. Но тем не менее я как не мог сидеть в одном городе несколько дней, так и не могу. Поэтому оптимально, на мой взгляд, для первого раза в Стамбуле пробыть 3-4 дня, а в следующие возможные короткие заскоки устранять пробелы. Так в этот раз у меня и получилось.
День 2. Анкара. Я всё равно буду советовать, что на тратить на Анкару целый день — не стоит. Её можно успеть посмотреть и за полдня. Только как это лучше провернуть я затрудняюсь ответить. Будем исходить из предположения, что вы приезжаете в Анкару поездом или автобусом. Поезда и автобусы бывают ночные, приезжающие в Анкару рано утром, и условно дневные, выезжающие из Стамбула рано утром и приезжающие в обед. Так вот, если приезжать в Анкару рано утром, то уже в обед можно взять машину и поехать отсюда в Каппадокию, куда приехать к вечеру и сразу заночевать, а на следующий день её изучение начать с самого утра, а не как мы — с послеобеденного времени. Выезжать в Анкару утром из Стамбула и приезжать в обед — для меня такая же бессмысленная трата времени и денег, но кто-то ведь не может спать сидя в поезде ночью… Тогда маршрут сравнивается с нашим.
День 3. Дорога в Каппадокию мимо солёного озера Туз, 311 км на машине. Здесь всё просто: отличное шоссе ведёт к Аксараю, ехать одно удовольствие, никаких проблем. За этот день мы успели посмотреть долину Ихлару, да и то не всю. Если предположить, что вы уже рано утром где-то здесь проснулись, то будем считать, что вы просто гораздо лучше и неспешней её изучили плюс какие-то окрестности.
День 4. Каппадокия, 456 км на машине. Да, Каппадокия достойна отдельной поездки на несколько дней, но формат нашего путешествия предполагал, что мы лишь познакомимся с самыми известными её местами. Безусловно, за 1 день это сделать реально, если вы преследуете те же цели. Если вы хотите пробыть в Каппадокии несколько дней, я бы советовал заранее хорошо всё распланировать, иначе можно или что-то не успеть, или успеть слишком много (шутка, так точно не получится).
Над маршрутом дальше нам пришлось поработать. На юго-востоке Турции мы хотели обязательно посетить Немрут Даги, Шанлыурфу, Харран, Мардин, Диярбакыр. Остальные же возможные интересные места вдоль дороги — опционально. Можно было поехать на юг в Адану (260 км) или на восток в Малатью (380 км). В обоих случаях ехать пришлось бы поздно вечером. Одним из ключевых условий ещё было не ехать по одной и той же дороге дважды. Поэтому, если бы мы поехали в Адану, то из Аданы мы поехали бы в Немрут Даги с юга и оттуда в Шанлыурфу возвращались бы той же дорогой, а иначе другой дорогой уехали бы сразу в Диярабакыр. Пропустить Шанлыурфу, Харран и Мардин мы не могли, поэтому выбрали дорогу на Малатью. Смущало только то, что вдоль неё самого этого Немрут Даги нигде не значилось ни одной достопримечательности (то есть целых 500 км), в то время как дорога через Адану проходила мимо нескольких старых замков.
На Малатью ехали в ночь, останавливаться решили в палатке где-то на середине пути между Кайсери и Немрутом, чтобы назавтра в Немрут приехать около полудня. Вообще говоря, ездить в темноте рекомендовать в общем случае не могу. Ничего хорошего в этом нет, но касательно данной дороги сильно сомневаюсь, что мы пропусили что-то интересное. Этот перегон можно делать затемно.
День 5. Немрут Даги, Шанлыурфа, 562 км на машине. С этого дня начинается небольшая рассинхронизация желаемого с действительным. Опишу ещё раз как это мы хотели, как это было, и как бы я это сделал в следующий раз.
Не знаю, стоило вчера вечером проехать побольше. С одной стороны, дорога горная и серпантин, да и не сделали бы пары десятков очень красивых фотографий, а с другой — возможность оказаться ближе к Немрут Даги. Если предположить, что остановились мы на ночь всё там же — около посёлка Dervişçimli, — то вставать надо было раньше. Вообще говоря, вставать нам следовало бы раньше во все дни, но перестроиться на режим ложиться в 20:00 и вставать в 5:00 сложно (в 6:00 уже совсем светло). Поэтому если бы всё пошло по плану: мы выехали на час раньше, не ошиблись с маршрутом и не дали крюк к водохранилищу в 100 км и 3 часа драгоценного времени, то часам к 10 утра приехали бы мы в Немрут, а к 11 утра из него бы уже уехали.
К часу дня были бы в Шанлыурфе. Вообще говоря, здесь же лучше и заночевать, хотя мой первоначальный план предполагал заехать на закате в Харран и даже проехать по трассе чуть дальше в сторону Мардина. Получилось заночевать у самого Харрана, оставив его осмотр на утро. Так если всё равно оставлять Харран на утро, зачем ночевать около, когда можно остаться на ночь в самой Шанлыурфе? Тем более, что Шанлыурфа однозначно заслуживает больше внимания, чем нам удалось ей уделить.
День 6. Харран, Мардин, Диярбакыр, Татван, 572 км на машине. Очень насыщенный и длинный день получился. Посещение городов получилось скомканным, хотя и всё равно оставило замечательные впечатления. Оптимальней было бы а) не тупить с утра, когда так получилось, что минут 40 я искал выезд из окрестностей Харрана на нормальную дорогу, опять спасибо навигатору; б) остаться в Мардине наподольше и изучить его тщательней; в) в Диярбакыр приехать чуть попозже, но в нём и заночевать, а потом и утро посвятить тоже ему.
День 7. Ван, Ыгдыр, 362 км на машине. Из нереализованного в этот день: Догубаязит и крепость около него. Можно было остановиться на ночь в Догубаязите и крепость посмотреть с утра, но мы решили проехать чуть побольше.
День 8. Карс и окрестности, 446 км на машине. День получился достаточно насыщенным и удачным: и около Арарата покрутились, и церкви разные посмотрели, и по Ани побродили. Если бы не тратили бестолково время на попытки прорваться в Азербаджан и не потерялись бы в Ани, потеряв ещё один драгоценный час, то и Карс бы вечером посмотрели, и не пришлось бы смотреть его с утра.
День 9. Дорога Карс — Юсуфели — Эрзурум, 385 км на машине. Над этим участком пути нам тоже пришлось поломать голову. Дороги в этой части Турции в LP описываются как «самые красивые во всей Турции», поэтому надо было не прогадать. Варианты были такие.
Во-первых, ехать напрямую 200 км из Карса в Эрзурум по скучной дороге. Но тогда, скорее всего, мы захотели бы уехать в этот же день дальше, но не напрямую в Трабзон, а через Юсуфели и Артвин к границе с Грузией, по тем самым живописным дорогам; где-то на половине пути переночевать и через Ризе приехать в Трабзон. Вариант отмели, так как поняли, что по такой погоде никаких плантаций чая в Ризе нам не светит, надо было бы из Эрзурума ехать сразу на Трабзон, пропуская много интересного, а смысла ехать дальше в тот же день никакого — по времени не укладывались, разве что ночевать на полпути до Трабзона. Он мог бы иметь смысл, если бы а) дольше смотрели бы Карс с утра; б) в этот же день после обеда посмотреть на Эрзурум, чтобы на следующий выехать совсем рано, опять же, если бы было куда торопиться. Например, если заезжать по всем встречающимся в этой части Турции коричневым указателям, то можно весьма существенно снизить среднюю скорость продвижения из А в Б.
Во-вторых, можно было ехать в Эрзурум через Юсуфели, а на Трабзон из Эрзурума ехать прямой дорогой. Так мы и сделали. Получилось достаточно оптимально по времени: эта дорога из Карса в Эрзурум занимает весь день: выезжали из Карса в 10:30, в Эрзуруме были затемно.
В-третьих, можно было вообще из Карса сразу ехать в Ризе через Юсуфели и Артвин, но не посетить Эрзурум было бы непростительно, про бесперспективность посещения плантаций чая в Ризе уже писал. Осенью, быть может, посетим.
Смешивание вариантов привело бы к тому, что по какому-то участку ехали бы дважды.
День 10. Эрзурум — Трабзон, 411 км на машине. Достаточно удачный день и оптимальный маршрут: Эрзурум посмотрели, по дороге места разные чуть-чуть посмотрели, монастырь Сумела посмотрели, в Трабзоне были затемно, закупились продуктами и отъехали переночевать за город.
День 11. Трабзон, Орду, Самсун, 348 км на машине. Трабзон и Самсун достаточно скучные города и смотреть там особо нечего; в Трабзоне так достаточно вообще только Айя Софию посмотреть, а зная точно её расположение, даже не надо уходить с трассы; в Самсуне тоже ничего интересного. Дорога вдоль побережья тоже скучна. Так что в теории можно смело пробовать выезжать пораньше, останавливаться поменьше и доехать вообще до Синопа, который посмотреть на следующий день до обеда.
Все фотографии из этого дня я уже публиковал, а намеренно повторяться не хочется, хотя некоторые фотографии из этой записи уже и проскальзывали раньше. Но это по невнимательности.
День 12. Синоп, 384 км на машине. Из посещённых черноморских турецких городов Синоп — самый интересный, здесь оказалось легко потратить больше времени, чем планировалось. В принципе, если не надо было ехать дальше, то могли попробовать потратить и ещё. Вариантов отъезда из Синопа было два: на Анкару и продолжить изучение побережья, на Амасру. Дорога до Амасры оказалась длинной, а ни денег на бензин, ни большого желания уже на оставалось, поэтому решили ехать на Анкару. Заночевали где-то по дороге, пришлось опять искать место для ночлега вслепую. Ночевали вроде после города Боябат. Теоретически, можно было порулить ещё, только смысла не было: дорога плохая, до какого-нибудь отеля всё равно бы не доехали.
День 13. Богазкале, Анкара, 423 км на машине. Отличное завершение маршрута: и ещё одну достопримечательность посмотрели, и доезжали не в ночи: когда мы сдали машину было ещё светло (лучше было бы темно: может царапину не заметили бы). Остаётся несколько часов в городе перед ночным поездом, чтобы погулять, покушать, выпить.
Итого пробег, если просуммировать все цифры сверху: 4660 км. Расходится с реальным пробегом по одометру в 4871 км на 211 км, которые, видимо, ушли на кругаля по городам, поиски дороги и другие мелочи.
День 14. Стамбул. День отдыха в Стамбуле после поездки — обязательный пункт программы, что тут добавить. Как раз досматриваем то, что не успели посмотреть в предыдущий раз. Вечерне-ночной рейс на Москву.
Резюме. Не могу советовать при планировании маршрута по Турции закладывать на день сильно больше 400 км, хотя, как видите, всё реально, да и если ехать летом, то темнеет позже, в световой день можно успевать больше, чем мы. Но уж что точно, такие подвиги, как почти 600 км за день повторять не стоит. Одновременно с этим, я лично считаю, что 300 км это слишком мало для дневного пробега в автопутешествии. В первый день нашего пробега мы проехали 311 км и при этом начали маршрут поздно: позже 10:00, достаточно погуляли пешком по Ихларе, часто останавливались и закончили аккурат с закатом, но это всего 6 вечера! Заставить себя лечь спать в это время просто невозможно, а если останавливаешься в палатке, то делать решительно нечего.
Буду рад ответить на любые вопросы касательно планирования автопутешествия по Турции.
Привет Борис
Я так и не понял в что на своей тачке проехали столько или брали на прокат. Вы в начале вроде сказали, что прилетели в Стамбул. Я сам хочу поехать в турции на машине, но с другой стороны (Грузия=Сарпи=Трабзон).
Отличные фотки (кстати чем снимали ?)
З.ы. и спасибо за экскурс по стране
Привет!!! Отличный рассказ и путешествие !! Можно как опытному человеку задать пару вопросов?!!! 1. Не опасно ли ехать самим без машины из каппадокии в сивас , эрзинджан, эрзурум до транзона?? 2. Страшно ли там ездить в горах? Туманы и прочее.. 3. Автобусы и маршрутки всякие там часто бывают не знаете?? Инфы не так много в инете , собираюсь по крупице , одни пугают курдами и насилием, другие говорят что люди на востоке от Анкары привет лившее чем на курортах даже .. Хотя языком никто не владеет .. В вашем рассказе нет про людей народ ничего … Расскажите !!! Заранее спасибо за ответ !!!!!! Ура))) мы 28 едем апреля
Любопытная статья, по поводу расстояния, которое можно преодолевать за один день, согласен, больше 500, максимум 600 км лучше не ездить, очень сильно устаёшь. Планировать к Новому Году съездить в Турцию, но сейчас такая ситуация, что не знаю когда поеду, постараюсь ближе к лету.
Ещё всем путешественникам советую пользоваться картами и заранее планировать маршрут. Когда езжу по загранице, то использую карты Гугла. По России хорошо работают Рудороги http://www.rudorogi.ru/ У Навитела тоже хорошие карты.
Класс! Очень понравилось качество фото. На что фотографировали?)
Скажите, а вы передвигались по какому то определённому навигатору или по карте?